Понедельник, 25.01.2021, 17:36
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » ГРУППЫ » Пчелки

Дидактические игры для сенсорного развития
13.05.2020, 14:36

«Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий» - Мария Монтессори.
Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Этот период жизни ребенка характеризуется важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. И, конечно, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного и физического развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
Сенсорное развитие детей раннего возраста – это:
- развитие наблюдательности и внимания;
- помощь в увеличении словарного запаса;
- возможность освоения новых способов познания предметов и мира;
- базовый фундамент для умственного развития;
- расширение воображения;
- приобретение сенсорных эталонов;
- влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, слуховая, моторная, образная.
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, огромную роль в развитие сенсорных способностей детей отводиться дидактической игре.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Для успешной организации сенсорного развития детей необходим разнообразный дидактический материал: пирамидки, логические игрушки, домики с отверстиями разной формы, игрушки – шнуровки, крупный и мелкий конструктор, мозаики. А также 
 игры, сделанные своими руками. Подборка игр разнообразна: на изучение цвета, формы, величины, количества, для развития мелкой моторики. Используя эти игры, дети легче и увереннее накапливают представления о сенсорных эталонах. У малышей появляются такие качества, как интерес и любознательность, вырабатываются целеустремленность, планомерность действий, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. И эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста.
Приведу примеры некоторых игр, которые вы можете изготовить дома и  поиграть в них.
Игра «Веселые прищепки».
Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания.
Материал: изображения солнца, тучки, рыбки, елочки, домика, овощей, фруктов; разноцветные прищепки; короткие стихи
(например, Тучка и дождик
Тучка по небу гуляла
Все дождинки растеряла.

Ежик
Ежик, ежик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорее к нам, ежик,
Мы тебе поможем!

Дидактическая игра «Почини зонтик».
Цель: упражнять в различении и назывании четырех основных цветов; закреплять знания о геометрической фигуре круг; развивать мелкую моторику рук.
Игра «Разноцветные букашки».
Цель: учить различать основные цвета, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать глазомер.
«Чудо паровозик».
Изготовлен из цветного пластика.

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, подбирать фигуры по образцу; закреплять представления о цветах, умение группировать предметы по цвету; продолжать знакомство с понятиями большой-маленький, один-много.
Развивающая книга «Играем вместе».
Сшита из фетра, все детали съемные, 10 страниц. Для создания книжки использованы разные виды тканей, тесьма, пуговицы, липучки, кнопки, резинки.
Эта книга для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в познавательно – практической деятельности детей раннего возраста.

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

«Спрячься от дождя»

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Категория: Пчелки | Добавил: aleksandrina114
Просмотров: 94 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]