Четверг, 01.06.2023, 21:44
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » ГРУППЫ » Почемучки

ЧИТАЕМ ЧУКОВСКОГО!
02.05.2023, 07:58

На стихах великого советского и российского поэта Корнея Ивановича Чуковского выросло не одно поколение детей в нашей стране и за рубежом. С детства хорошо знакомые книги «Мойдодыр», «Федорино горе», «Тараканище», «Муха-Цокотуха» с прекрасными иллюстрациями непременно стоят на книжных полках в каждом доме и в каждой детской библиотеке, ведь Чуковский – самый издаваемый детский писатель в нашей стране.

Среди многочисленных занятий Корнея Ивановича, одним из таких фундаментальных были его занятия детской психологией. Еще в 1911 году он написал книжку «Матерям о детских журналах», которая потом называлась «Маленькие дети», а потом с какого-то момента она стала называться книга «От двух до пяти» и это название вообще вошло в обиход, оно существует даже в массовом сознании.  К.И. Чуковский знал своего читателя, знал что сказать, и как сказать. Он знал, какие неисчерпаемые возможности познания таит в себе детский развивающийся мозг. Способность улавливать объяснения, накапливать знания с самых ранних лет у ребенка громадная. И Чуковский умело будил в душе ребенка добрые чувства, свойственные именно его возрасту. Детские игры, детские шалости, детские фантазии, детские интересы, детские разговоры... Ведь именно в них зарождается будущее богатство духовного мира ребенка.          

 К. И. Чуковский подчеркивал исключительное значение для детей сказки, которая не только развлекает, но и учит. Определяя цель сказок, он в 1956 году писал «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою. Любовь и привязанность к людям, животным, природе, первое чувство дружбы и товарищества, первая благодарность за добро, ненасытная любознательность - вот что должно наполнять духовный мир ребенка».                                                                                     

   Как играют дети? Какие рисунки рисуют? Как говорят дети? Мы видим, каким солнечным, ярким, переполненным самыми невероятными чудесами видится им мир! Таким же рисует мир в своих произведениях Чуковский. Он вселяет в детей веру в этот прекрасный мир! Чуковский - самый первый поэт, он входит к нам бессознательно. Мы не читаем сами Чуковского, его нам читают взрослые, сами наслаждаясь яркими картинами прочитанного. А у нас остается вечная связь взрослые - Чуковский. Встреча с ним длится всю нашу жизнь.                                                                                                  

 Чуковский - это сегодняшнее детство наших воспитанников. Это первые слова наших детей, повторяющие за нами, может и не все понимая: "Муха-цокотуха...". Это и наше собственное детство, когда сердце сжималось от страха за бесстрашного Айболита. Чуковский - это наша многолетняя привязанность, это радость встречи с русской поэзией.                            

Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания, любви, внимания и уважения.

Какие же качества личности формирует Чуковский у детей через свои произведения? Формирование человека в ребенке происходит исподволь, ведь писатель никогда не навязывает читателю своего мнения, никогда открыто не призывает следовать герою, но зато умело включает ребенка в процесс осмысления происходящего. Взгляды Чуковского практически претворены в жизнь в его сказках.                                                                                    

  В статье «Работа над сказкой» он указывал, что его задача состоит в том, чтобы, максимально приспособившись к малым ребятам, не только внушить им наши «взрослые идеи о гигиене» («Мойдодыр»), об уважении к вещам («Федорино горе»), но и по возможности поднять их литературный и умственный уровень." Выполняя поставленную задачу, Чуковский ввел в сказки обширный познавательный материал, дал маленьким детям понятия о далеком и близком, о большом, слабом, сильном. В сказки введены темы о морали, о правилах поведения, о победе добра над злом. Через сказочные образы писатель учит детей гуманному отношению к людям, воспитывает высокие нравственные качества. Сказки Чуковского учат детей сочувствовать в беде, помогать в несчастье и радоваться благополучию других.   Сказки Корнея Ивановича Чуковского просты для понимания самых маленьких читателей и, в то же время, имеют глубокий смысл. Они дают понять ребенку, что героические поступки могут совершать не только «супермены», но и обычные люди, способные прийти на помощь ближнему в трудную минуту и какие бы страшные события не происходили, все они кончаются полным торжеством справедливости и веселой, радостной пляской.  

   

    К. И. Чуковский - настоящий классик детской литературы. Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка.

Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И.  Чуковского.                                                               

К.И Чуковский пишет для детей с огромной любовью. В его произведениях для детей соблюден наиважнейший принцип формирования нравственных ценностей: принцип ценностного отношения к Человеку – признание Человека наивысшей ценностью.

Они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Кто в детстве не читал «Муху-Цокотуху», «Айболита» и «Бибигона»? Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений К. И. Чуковского, увлекая его процессом чтения общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Изучение литературных произведений. К. И. Чуковского способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей.

Художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на речевое развитие ребенка. Поэтому для решения каждой педагогической задачи подбираются определенные тексты. Приведём несколько примеров:

- для создания веселого настроения используются стихотворение К. Чуковского «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;

- чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, читаются сказки К. Чуковского «Айболит «, «Бармалей»;

- для звукоподражания слушается и повторяется песенка «Бармалей»;

- для стимулирования подражательных движений разыгрываются с детьми эпизоды из рассказа «Мойдодыр»;

- для разыгрывания диалогов разучивается стихотворение «Мойдодыр», инсценируется сказка;

- для игры в перевоплощения читается стихотворение «Мойдодыр»;

- для определения ощущений, например, вкусовых обращаются к образу гостей мухи из сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»: «Приходила к Мухе Бабушка - пчела, Мухе-Цокотухе меду принесла», или «Бабочка-красавица, кушайте варенье! Или вам не нравится наше угощенье», «Мойдодыр» - « А за ними пирожок: Ну-ка съешь меня дружок! А за ним и бутерброд: Подскочил - и прямо в рот» и т. д. ;

- для оформления представлений об осязательных ощущениях читается стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр» - «Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться»;

- для усвоения противоположных понятий учатся стихи А. Введенского, К. И. Чуковского «Котауси и Мауси».

Это обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

 

 

 

 

Категория: Почемучки | Добавил: elena345
Просмотров: 97 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]