Суббота, 27.02.2021, 00:10
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Потапкина » Педопыт

РОЛЬ СПОРТИВНЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СПОРТУ
18.01.2021, 23:03

Долгое время спорт среди дошкольников не допускался, потому что педагоги опирались на позицию П.Лесгафта, который отрицал использование соревнования среди маленьких детей. И сейчас мнения специалистов по этой проблеме не стали едиными. При этом практически все признают пользу для дошкольников физкультурной деятельности, занятий физическими упражнениями, адаптированными к их психическому и физическому уровню.

Важным для дошкольников является формирование двигательных умений и навыков, связанных с различными видами спорта. Первоначальная цель состоит в том, чтобы содействовать ориентации ребенка в мире спорта. Нужно помочь детям выделить спорт из массы других явлений, о которых они узнают от родителей, воспитателей, сверстников. Для этого у малышей должны быть знания о спорте. Что означает слово «соревнование», как может происходить соперничество и к каким отрицательным последствиям оно может приводить? Как можно их избежать? Какую роль играют правила? Чем спортивное соревнование как гуманный вид соперничества отличается от других его видов? Какова роль судьи в соревновании? Почему надо готовиться к спортивным соревнованиям? Что представляет собой спортивная тренировка? Кого мы называем тренером? Чем один вид спорта отличается от другого?

Во время бесед, которые проводятся  воспитателями и инструктором  по физкультуре  с детьми, дается информация об истории возникновения игр,  национальных играх с элементами спорта, достижениях и успехах России в данной области спорта,  достижениях и успехах местных спортсменов в данной области спорта. Все это  сопровождается обсуждением, в процессе которого дошкольники горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, что является полезной формой  воспитания любви к спорту. Постепенно у ребенка пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях.

Обучение элементам спортивных игр предусмотрено и проводится в дошкольном учреждении по современным программам. Однако в методических пособиях, публикациях педагогов-практиков в периодических изданиях  основной упор делается на техническую сторону вопроса, приводятся правила подвижных и спортивных игр, а проблема использования спортивных игр как средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту упоминается вскользь или вообще не упоминается.

Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма, снимает нервное напряжение, помогает свободному выражению эмоций.

Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду необходимо применять только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячом. Еще в древние времена эти игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства. Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка-дошкольника. И сегодня мяч не должен потерять свой статус "спутника детства". В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и опыт позволили сделать вывод, что игры с мячом – это не только развитие ловкости, быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний.

Очень важен индивидуальный подход  в обучении спортивным играм. Он достигается при подборе методов обучения в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности, индивидуальной одаренности детей к определенному виду движений и их желаний. В процессе обучения спортивным упражнениям и играм очень важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное и активное отношение ребенка к действиям возникает только тогда, когда он знает, почему в той или иной ситуации более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их в определенном направлении. Но для этого недостаточно только объяснений и показа движений педагогом, необходимо создать условия для применения разученных действий в разнообразной двигательной деятельности. К творческой активности детей нужно поощрять. Творческая активность проявится тогда, когда дети научатся самостоятельно свободно пользоваться действиями в разнообразных ситуациях.

Обучение начинается с изучения общих, сходных для ряда игр приемов. При разучивании техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис.

При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка. Особенно важны мышцы, удерживающие позвоночник, при формировании правильной осанки. В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре. Баскетбол это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им.

Практика показала, что если ребенок владеет навыками различных манипуляций с мячом («Школой мяча»), то это облегчает освоение игры в баскетбол. Прежде чем приступить к игре, необходимо соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры: обучение технике перемещения и удержания мяча; передача мяча; ведение мяча; бросание мяча в корзину. Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей приемам перемещения, стойка, бег, прыжки, повороты, остановки. Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена вперед на полшага. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Задача обучения игре - выработка у детей определенных умений обращаться с мячом, поэтому на начальном этапе обучения целесообразно давать свободные игры с мячом на занятиях физкультуры и в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий. Детей необходимо познакомить с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность броска — от веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. Затем предлагается поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить с одной руки в другую и т.д. В упражнениях дети привыкают к мячу, учатся управлять им. При обучении дошкольников игре в баскетбол применяются обычные большие резиновые мячи.

Основной целью занятий спортивными играми является ознакомление детей со спортивными играми, закладывание правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к соревнованиям. Настоящие соревнования, где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка. Спортивные игры в детском саду используются не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и в качестве формы развития детских способностей, наклонностей и природных задатков ребенка. В играх у детей развивается инициатива, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива). Особенно это благотворно воздействует на неконтактных детей с заторможенной речью, повышенной тревожностью, снимается психологический барьер, расширяется общий кругозор (играя ту или иную роль, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность), культура поведения (игра учит дружить, помогать, сопереживать друг другу). Очень ценно, что  занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Занятия спортивными играми и упражнениями проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания, и направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.

Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны

Список литературы:

1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспит. детсада. М.: Просвещение, 1992. — 159 с.

2. Быкова А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям: Пособ. для воспит. детских садов. Изд. 3-е. М.: Учпедгиз. -1961.-151 с.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: старший возраст. — М.: Владос, 1999. 262 с.

4. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996.-№ 2.-С. 11-12.

5. Нестерова З.И. (1983). Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста // Физическая культура и спорт как средство формирования активной жизненной позиции: Матер. Всеросс. научно-практич. конф. — М. С. 86-89.

6. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1986. - 304 с.

 

Категория: Педопыт | Добавил: ledidi
Просмотров: 23 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]