Главная » Статьи » КОНСУЛЬТАНТ » Декоративно-прикладное искусство |
Дымковская скульптура — это плод легкой искрометной шутки, богатой народной фантазии. Она выполняется легко, быстро и свободно; фигурки людей и животных даются в самых общих контурах; все — и скульптурная форма и роспись — делается сразу, без каких-либо поправок и доделок, на всем лежит отпечаток непосредственности и живой импровизации, все свежо, пластически выразительно, ярко и красочно. Под
незамысловатостью и некоторой примитивностью скульптурных форм игрушки
скрывается удивительная жизнерадостность, обаяние высокого мастерства, лукавая
меткость характеристики. Важные и смешные от этого «барыни», «модницы»,
«франты», «наездники», изящные «водоноски» с разноцветными ведерцами на коромыслах, «кони» с голубыми, розовыми и зелеными яблоками на белоснежных боках,
украшенные волнами черных грив, «олени» с золочеными рожками, веселые выводки
«уточек-свистушек», «петушки» и «индюшки» с яркими гребнями и узорчатыми
хвостами.... Все это красочно, весело, нарядно... очень близко и доступно восприятию и пониманию детей. Дымковская глиняная игрушка широко используется в детском саду в продуктивной и познавательной деятельности. Знакомя детей с образцами дымковской игрушки, воспитатели рассказывают о том, как изготовляют мастерицы из села Дымково свои игрушки. Спокойная, неширокая река течет возле самого села, и в синей ее глади отражаются лес и белые облака, формы которых порой бывают удивительно похожи то на причудливую птицу, то на коня или оленя. Облака такие же белоснежные, какими бывают дымковские игрушки до того, как на них ложится узорчатая роспись. Берега реки густо заросли травой, но среди травы, то там, то здесь встречаются рыжие проталины глины. Из глины дымковские мастерицы и лепят свои игрушки. После того как уточки, кони, олени, важные барыни вылеплены, они несколько дней сушатся на деревянных столах или на подоконниках. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи. «Ворота» печи широкие, внутри ее очень просторно, и поэтому в ней может разместиться сразу очень много игрушек. Оттого, что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, как колокольчики. От огня игрушки становятся сначала ярко-красными, затем покрываются сизым налетом. Они кажутся прозрачными. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только игрушки остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного на молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашивают темперными красками. Чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка. Дымковская игрушка вводит детей в красочный мир сказки и фантазии, давая им яркие красочные ассоциации и представления, обогащающие их восприятие, развивающие их воображение и фантазию. Эти изделия народного искусства знакомят детей с веселой радугой цветов: желтым, синим, оранжевым, зеленым, алым, лиловым, красным, черным, сочно нанесенных на ослепительно белый фон игрушки, отчего каждый из этих цветов звучит особенно ярко и празднично. Это создает цельный цветовой образ, характерный только для росписи дымковской глиняной игрушки. Такой же цельной по восприятию является и пластическая выразительность объемных форм игрушки. Роспись
дымковских игрушек орнаментальна. Всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линия, точки-горошины и клетки составляют графику дымковского орнамента. Однако, несмотря на такое, сравнительно небольшое число графических элементов, это не исключает создания из них самых разнообразных вариантов узоров росписи. Орнаментальная роспись дополняет пластику скульптурных форм дымковской игрушки: подчеркивает характер женского костюма, характер прически или головного убора и т. д. Как в скульптурной форме, так и в росписи дымковские мастерицы никогда не стремятся к натуралистичности изображения. Золоченые рога оленей, синие, оранжевые, черные полосы и волнистые линии в росписи птиц, животных, зеленые и лиловые круги в раскраске коней делают их нарядными и декоративными. Характерно, что белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Детям интересно рассмотреть скульптурки коней. При этом следует обратить их внимание на выразительность пластического решения животных, на их обобщенный и четкий силуэт, на цветовое решение. Расписывая вылепленных из глины коней, мастерицы любят украшать их точками-горошинами. Горошины могут быть мелкими, какими украшен конь с золочеными ушками и наездницей. Крупными синими горошинами расписан другой конь. Среди них полосой рассыпаны мелкие горошины красного цвета. В красный цвет закрашены и стоящие торчком уши этого конька. Гривы коней украшены черными штришками-полосками. «Уточка-свистулька», «курочка-наседка» и «индюшка» более красочны по росписи. Колорит росписи птиц строится на сочетании ярких, насыщенных цветов: красного, зеленого, фиолетового, желтого. Орнамент росписи очень разнообразен. Здесь и декоративная роспись крыльев, гребней и хвостов птиц свободным кистевым приемом. Здесь и узорчатость волнистых линий, и графика разноцветных кругов, точек, клеток, сочно нанесенных кистью на белый фон скульптуры. Рассматривая изображения птиц, дети знакомятся с колоритом и графическими элементами дымковской игрушки. Воспитателю следует также обращать внимание детей на то, как выразительны по пластике фигурки птиц, как различаются они между собой, что наиболее характерно для каждой из этих птиц. Так, рассматривая скульптурную группку «уточки-свистульки» с утятами, внимание детей следует акцентировать на обобщенном силуэте всей скульптурной группы в целом. Объемные формы уточки и утят настолько просты по форме, что их несложно вылепить на глазах у детей. Желательно, чтобы воспитатель показал детям, как лепится из глины такая уточка и утята. Рассматривая изображение «курочки-наседки», внимание детей следует обратить на то, как интересно вылеплены крылья птицы — у них волнообразная форма. У «индюшки» пышный и очень декоративный хвост. И сама она такая важная. Свободная раскладка красного и желтого цветов по краям хвоста и крыльям создает своеобразную окантовку скульптур. Внутри ее узорчато располагается орнаментальная роспись. | |
Просмотров: 5443 | |
Всего комментариев: 0 | |