Воскресенье, 27.09.2020, 19:54
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » КОНСУЛЬТАНТ » Декоративно-прикладное искусство

Дымковская скульптура: самоценность и доступность для детского восприятия

Дымковская скульптура — это плод легкой искрометной шутки, богатой народной фантазии. Она выполняется легко, быстро и свободно; фигурки  людей и животных даются в самых общих конту­рах; все — и скульптурная форма и роспись — делается сразу, без каких-либо поправок и доделок, на всем лежит отпечаток непосредственности и жи­вой импровизации, все свежо, пластически вырази­тельно, ярко и красочно.

Под незамысловатостью и некоторой примитивно­стью скульптурных форм игрушки скрывается уди­вительная жизнерадостность, обаяние высокого мастерства, лукавая меткость характеристики. Важ­ные и смешные от этого «барыни», «модницы», «франты», «наездники», изящные «водоноски» с разноцветными ведерцами на коромыслах, «кони» с голубыми, розовыми и зелеными яблоками на бе­лоснежных боках, украшенные волнами черных грив, «олени» с золочеными рожками, веселые вы­водки «уточек-свистушек», «петушки» и «индюш­ки» с яркими гребнями и узорчатыми хвостами.... Все это красочно, весело, нарядно... очень близко и доступно восприятию и пониманию детей.


Дымковская глиняная игрушка широко использует­ся в детском саду в продуктивной и познавательной деятельности. Знакомя детей с образцами дымков­ской игрушки, воспитатели рассказывают о том, как изготовляют мастерицы из села Дымково свои иг­рушки.

Спокойная, неширокая река течет возле самого се­ла, и в синей ее глади отражаются лес и белые об­лака, формы которых порой бывают удивительно похожи то на причудливую птицу, то на коня или оленя. Облака такие же белоснежные, какими бы­вают дымковские игрушки до того, как на них ло­жится узорчатая роспись. Берега реки густо заросли травой, но среди травы, то там, то здесь встречаются рыжие проталины глины. Из глины дымковские ма­стерицы и лепят свои игрушки. После того как уточки, кони, олени, важные барыни вылеплены, они несколько дней сушатся на деревянных столах или на подоконниках. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи. «Ворота» печи широкие, внутри ее очень просторно, и поэтому в ней может разместиться сразу очень много игрушек. Оттого, что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на раз­ные голоса, как колокольчики. От огня игрушки становятся сначала ярко-красными, затем покрыва­ются сизым налетом. Они кажутся прозрачными. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только игрушки остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного на моло­ке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашивают темперными красками. Что­бы укрепить красочный слой и сделать его немар­ким, игрушки после росписи покрывают тонким сло­ем яичного желтка.

Дымковская игрушка вводит детей в красочный мир сказки и фантазии, давая им яркие красочные ассо­циации и представления, обогащающие их восприя­тие, развивающие их воображение и фантазию. Эти изделия народного искусства знакомят детей с веселой радугой цветов: желтым, синим, оранжевым, зеленым, алым, лиловым, красным, черным, сочно нанесенных на ослепительно белый фон игрушки, отчего каждый из этих цветов звучит особенно ярко и празднично. Это создает цельный цветовой образ, характерный только для росписи дымковской глиня­ной игрушки. Такой же цельной по восприятию яв­ляется и пластическая выразительность объемных форм игрушки.

Роспись дымковских игрушек орна­ментальна.


Всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линия, точки-горошины и клетки состав­ляют графику дымковского орнамента. Однако, не­смотря на такое, сравнительно небольшое число гра­фических элементов, это не исключает создания из них самых разнообразных вариантов узоров роспи­си. Орнаментальная роспись дополняет пластику скульптурных форм дымковской игрушки: подчер­кивает характер женского костюма, характер при­чески или головного убора и т. д. Как в скульптур­ной форме, так и в росписи дымковские мастерицы никогда не стремятся к натуралистичности изобра­жения. Золоченые рога оленей, синие, оранжевые, черные полосы и волнистые линии в росписи птиц, животных, зеленые и лиловые круги в раскраске ко­ней делают их нарядными и декоративными. Харак­терно, что белый фон игрушек никогда не закраши­вается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

Детям интересно рассмотреть скульптурки коней. При этом следует обратить их внимание на выразительность пластического ре­шения животных, на их обобщенный и четкий силуэт, на цветовое решение. Расписывая вылепленных из глины коней, мастери­цы любят украшать их точками-горошинами. Горошины могут быть мелкими, какими украшен конь с золочеными ушками и наездницей.


Крупными синими горошинами расписан другой конь. Среди них полосой  рассыпаны  мелкие горошины красного цвета. В красный цвет закрашены и сто­ящие торчком уши этого конька. Гривы коней укра­шены черными штришками-полосками.


«Уточка-свистулька», «курочка-наседка» и «индюш­ка» более красочны по росписи. Колорит росписи птиц строится на сочетании ярких, насыщенных цветов: красного, зеленого, фиолетово­го, желтого. Орнамент росписи очень разнообразен. Здесь и декоративная роспись крыльев, гребней и хвостов птиц свободным кистевым приемом. Здесь и узорчатость волнистых линий, и графика разно­цветных кругов, точек, клеток, сочно нанесенных ки­стью на белый фон скульптуры. Рассматривая изо­бражения   птиц,   дети   знакомятся   с  колоритом и графическими элементами дымковской игрушки. Воспитателю следует также обращать вни­мание детей на то, как выразительны по пластике фигурки птиц, как различаются они между собой, что наиболее характерно для каждой из этих птиц. Так, рассматривая скульптурную группку «уточки-сви­стульки» с утятами, внимание детей следует акцен­тировать на обобщенном силуэте всей скульптурной группы в целом. Объемные формы уточки и утят на­столько просты по форме, что их несложно выле­пить на глазах у детей. Желательно, чтобы воспи­татель показал детям, как лепится из глины такая уточка и утята.

Рассматривая изображение «курочки-наседки», вни­мание детей следует обратить на то, как интересно вылеплены крылья птицы — у них волнообразная форма. У «индюшки» пышный и очень декоративный хвост. И сама она такая важная. Свободная рас­кладка красного и желтого цветов по краям хвоста и крыльям создает своеобразную окантовку скульп­тур. Внутри ее узорчато располагается орнамен­тальная роспись.

Категория: Декоративно-прикладное искусство | Добавил: Админ (02.09.2012)
Просмотров: 3358 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]