Четверг, 02.12.2021, 08:54
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » КОНСУЛЬТАНТ » Игротека для дошкольника

МАТРЕШКА – универсальная игрушка для любого возраста

Отличная игрушка для маленького ребенка – матрешка.

Однако очень немногие дети имеют в семье эту прекрасную игрушку. То ли дорого, то ли родители не видят в ней педагогической ценности?!..  А напрасно! Матрешка – универсальная игрушка для любого возраста, никто не остается к ней равнодушным, будь то малыш или ребенок постарше. Для каждого она будет интересна по-своему. С помощью матрешек у детей развивается речь (сюжетно-ролевые игры), моторика рук (откручивание, вкладывание-выкладывание персонажей), освоение простейших понятий – величины, больше-меньше. Играя с матрешками дети тренируют память, воображение.Манипуляции с ней способствуют координации руки и глаза, развивают восприятие и мышление маленьких детей.


Предлагаю  возможные варианты игры с матрёшкой, в которые вы можете поиграть с вашим малышом.

1–2 года. Манипуляции  с двухместной матрешкой.

1.Знакомство ребенка с двухместной матрешкой. Усевшись за столик вместе с ребёнком, вы торжественно достаёте большую матрёшку и восхищаетесь её красотой: «Посмотри, какая красавица к нам пришла! Её зовут Матрёша. Какой у неё платочек, какие щёчки».  Полюбовавшись ею, вы берёте игрушку в руки и удивлённо говорите: «Что-то она тяжёлая, и гремит. Может там что-то есть внутри? Давай посмотрим!» Открывая матрёшку, вы вместе с малышом  произносите волшебные слова: «Матрёшка-матрёшка, откройся немножко!».

Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете её вместе с ребёнком, как и первую. 

2.Затем с матрешками можно поиграть: могут кататься на машинках, танцевать, прятаться под платочек на глазах малыша, поить матрешек чаем. Показать величину матрешек,  можно подчеркнуть голосом (у маленькой матрешки голосочек тоненький). Поставить их за столики: большую матрешки – за большой стол, маленькую – за маленький. Большой матрешке – большая чашка, маленькой – маленькая чашечка. Взрослый достает из игрушечного домика матрешек. Учит ребенка открывать и закрывать игрушки.

3. Внутрь матрешек положить подарки (салфетки, фишки). Откроем их с ребенком вместе и посмотрим, что там.Взрослый кладет руку малыша сверху на матрешку, учит делать небольшой поворот, чтобы снять верхнюю часть. Помогает ребенку, если это необходимо: направляет его руку, передает легкое усилие, накладывает свою руку на его ручку и на матрешку. Если ребенку не удается сразу открыть матрешку, то внутрь можно вложить петельку из ленты и с ее помощью снять верхнюю часть игрушки.

Ребенок рассматривает предметы, извлеченные из матрешек, например, салфетки. Все они разные по цвету, имеют свой рисунок. Далее взрослый предлагает малышу закрыть матрешек, совместив сначала их части, а затем соединить легким нажатием.

4. Даем малышу большую и маленькую матрешки, обращает внимание на их величину.

Малыш учится их раскрывать и собирать, ориентируясь на величину частей. Взрослый показывает, как маленькая матрешка вкладывается в большую. Этот момент обыгрывается («Маленькая матрешка спряталась!»). Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.

2 –3 года. Манипуляции  с трехместной матрешкой.

Все матрешки, которые достает малыш, выстраиваются линеечкой. Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую. Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой (маленькая разговаривает самым тоненьким голоском).

Для матрешек подбираются стульчики, чашечки, кроватки и т.д. Поставив две матрёшки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая из них выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрёшки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрёшке ещё кто-нибудь. Под те же слова "Матрёшка-матрёшка, откройся немножко"  достаете третью матрёшку. Поставьте её рядом и сравните с предыдущими. Так продолжается до тех пор, пока все матрёшки не выйдут.

Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребёнка на то, что каждая матрёшка одета по своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. 

3 –4 года. Манипуляции  с многоместной матрешкой.

Для этого вам понадобится многоместная матрёшка (не менее 10 предметов).

1.Выстраивание матрешек по размеру. Например, матрешки могут все вместе по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда ребенок научится выстраивать куколок  по росту - "забудьте” одну матрешку, пусть малыш догадается, в какое место шеренги ее поставить.

Расскажите малышу историю, что матрёшки разные (большие и маленькие), большие ходят на работу, а маленькие, как и дети, ходят в детский сад. Положите на стол два листа бумаги, на одном нарисуйте предполагаемое место работы, на другом – Детский сад. Предложите ребенку поместить каждую из матрёшек на подходящийлист. Если он перепутает, поставьте две матрёшки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрёшки будут распределены, подведите итог, т.е. подчеркните, что высокие матрёшки пошли «на работу», а ростом поменьше - в детский сад. Они ещё маленькие. Вот подрастут, и тоже пойдут на работу.

"А теперь пусть наши матрёшки пойдут гулять - предлагаете вы, - Пусть родители поведут своих малышей". Попросите ребёнка сначала собраться на прогулку мам, т.е. построить по росту больших матрёшек. Потом нужно для каждой большой матрёшки найти соответствующую пару из маленьких матрешек. Предложите ребенку взять самую большую матрёшку, пойти с ней  к малышам и найти ей подходящую пару - самую большую среди маленьких. Когда он выберет подходящую пару для большой, попросите отвести обеих матрёшек на другой край стола, где у вас будет детская площадка. Первая пара уже пошла гулять, а вам нужно подобрать следующую, т.е. выбрать вторые по величине матрёшки. Когда все 5 или 6 пар будут готовы, матрёшки гуляют по столу: прыгают, поют и пр. 

 На "прогулке" можно устроить игру в прятки. Маленькие матрёшки пускай попросят более крупных спрятать их, а остальные ищут пропавших подружек. Убедитесь вместе с ребёнком, что спрятаться в матрёшке может только та, что меньше ростом, а более крупная в маленькую не поместится. После прогулки ребенок опять выстраивает матрешек парами и ведет их домой.


В. Иванушкина

Категория: Игротека для дошкольника | Добавил: Админ (11.07.2012)
Просмотров: 5020 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]