Главная » Статьи » КОНСУЛЬТАНТ » Игротека для дошкольника |
Уникуб - игра для всей семьи
![]() ![]() Однажды автору этих строк рассказали, что в Югославии есть учитель начальной школы, который делает точно такую же игрушку и раздаёт по коробочке в каждую семью, из которой придет к нему через год ученик в первый класс. Он просит папу или маму играть с малышом в эти кубики, потому что тогда, говорит он, малыш будет легко усваивать арифметику, алгебру, геометрию и тригонометрию. На собственном опыте мы убедились, как удивительно широк диапазон заданий "Уникуба" и как может он одинаково сильно увлекать и 2-летнего, и 5-летнего и даже взрослого. Это игрушка исключительной ценности по своей притягательности и эффективности развития математического мышления ребёнка. Для интеллектуально деятельных людей "Уникуб" может стать объектом исследования его богатейшего математического содержания. Математики утверждают, что нет лучшего пособия для изучения теории графов, и что там можно обнаружить и биноминальные коэффициенты. Чего стоит анализ закономерности окраски кубиков! Первое впечатление - нет одинаково окрашенных кубиков, все 27- разные, хотя цветов всего 3, а граней у кубика 6. Потом после двойной классификации, оказывается, что кроме единственных, есть 8 триад. А как великолепно учит игра точности, аккуратности, предусмотрительности! В некоторых заданиях и ошибок искать не надо. Сам "Уникуб" покажет: "Здесь две ошибки!" Как играть? Прежде чем предлагать игру малышу, попробуйте поиграть сами. Осторожно высыпьте кубики на стол. Положите рядом часы с секундной стрелкой или секундомер и, заметив время, сложите из всех 27 кубиков куб одного цвета. Задания расположены примерно в порядке возрастания сложности задания. И как всегда в развивающих играх, Вы главным образом наблюдаете, как малыш строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, годиться ли этот кубик для нее или нет. ЗАДАНИЯ К УНИКУБУ У-1. Сложи кубики в коробку. Знакомство с Уникубом можно начинать по разному: с самыми маленькими (1,5 - 3 года) лучше начинать с укладки кубиков в коробку. Сначала это может быть просто укладывание всех слоев по очереди и закрывание полной коробки крышкой. Но малыши быстро начинают различать разницу в цвете и тогда предпочитают какой-то один цвет. Тогда выполнить задание У-1 можно так: "Давай сложим так, чтобы все донышко в коробке было красным!" -и, конечно, обрадоваться, если получится хорошо. Огорчает малышей только кубик без красных граней. Его можно уложить последним и в середине, чтобы было похоже на фонарик. ![]() У-2. Кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка - желтой, а верх - красным? Малышу можно показать рисунок. У-3. Красный поезд. Нужно сложить из кубиков поезд, как показано на рисунке. Крыши, стены вагонов и электровоз -- красные (с тех сторон, которые видны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикально перед малышом рисунок У-3. Длина поезда может быть и точно такая, как на рисунке, и больше. Это зависит от настроения "машиниста". В этом задании точность в числе кубиков можно не соблюдать. Главная трудность задания для 3-летнего малыша - одновременно следить за двумя плоскостями и к тому же отбирать подходящие кубики (с 2 и 3 красными гранями). Если он раньше выполнял задание "Сложи узор", задание для него будет сравнительно легким. Но если он сделает красными только крыши вагонов, а стенки получатся не у всех вагонов красными - похвалите его: - Хорошо маляры покрасили крыши - все красные. А теперь посмотрим, как маляры покрасили стенки. И "идите" указательным и средним пальцами вдоль поезда. Остановитесь около вагона со стенкой другого цвета и подумайте: "Посылать ли вагон в перекраску или нет?" Решение должен принять сам "машинист". У-4. Желтая квадратная коробка. Малыш должен решить, какие кубики надо взять, чтобы и 4 боковые грани были желтыми? Варианты - синяя и красная коробки. У-5. Кто сложит квадратную площадку из 9 кубиков. Это игровая площадка для дошкольников. Все 4 боковые ее грани желтые. У-6. Синяя квадратная площадка из 16 кубиков. Это может быть спортплощадка для школьников. Все грани, кроме нижней, - синие. У-7. Красная квадратная площадка из 25 кубиков. Здесь уже надо различать, какие "сорта" кубиков надо укладывать по периметру и какие в центр модели, иначе может не хватить кубиков нужного цвета. У-8. Классификация по красным. Разложите кубики по "сортам" или лучше сложить "три поезда". В первом поезде все вагоны с одной красной крышей, во втором - с красными крышами и одной красной стенкой, в третьем - с красной крышей и двумя красными стенками. Получаются три поезда разной длины и один тепловоз (кубик без красных граней). С классификации начинается серьезное овладение "Уникубом", поэтому ее можно дать значительно раньше, т. е. после выполнения первых трех заданий, особенно в том случае, если малыш уже считает до 3 -- 5 и может различать "сорта" кубиков. Мы не придумали названия каждому "сорту" кубиков и пользуемся плодами детского словотворчества: "однушка красная", "двушка синяя", "трешка желтая" и "нулевка". В таком названии ясно видно, по какому цвету шла классификация и сколько граней этого цвета есть на кубике. Малышей такая терминология устраивает, и, складывая квадратную сцену для летнего театра (У-6), они сразу говорят: "По углам я поставлю "красные трешки", между ними "красные двушки", а в середину можно класть "красные однушки" и что останется". Предварительная классификация кубиков по красному, синему или желтому цвету значительно облегчает выполнение любого задания, поэтому часто малыши по собственной инициативе, перед тем как приступить к новому заданию, делают такую классификацию. При этом они уже понимают, какой цвет лучше выбрать и делать ли классификацию полностью или отобрать одни "трешки" или "двушки". У-9. Посчитайте, сколько вагонов в поезде, где у вагонов только красные крыши. Сколько вагонов в поезде с красными крышами и одной красной стенкой? Сколько вангонов в третьем поезде? Из кубиков какого "сорта" можно сложить малый куб (из 8 кубиков) одного цвета? ![]() У-10. Три беговые дорожки на стадионе из 9 кубиков разного цвета. Боковые грани имеют цвет прилегающей дорожки. У-11. Сложить синюю букву П. У-12. Красная буква Н. Так же можно складывать любые буквы, которые хорошо получаются из кубиков (Г, Е, О, С, Т, Ч и др.). У-13. Трехцветная скамейка для электрички. К сожалению, на невидимой стороне только сиденья скамейки можно сделать того же цвета, что и на видимой, а спинки получаются другого. У-14. Рыцарский замок с 4 башенками по углам. У-15. Атомный ледокол с красной палубой, синими бортами и желтыми палубными надстройками. У-16. Разноцветная крепость с бойницей. У-17. Цирковая лесенка с синими ступенями с двух сторон. Сколько кубиков надо для такой лесенки? У-18. Шахматная доска 5x5 с желто-красными клетками. Четыре боковые грани тоже с шахматной окраской. Возможны варианты: красно-синяя, желто-синяя. У-19. Египетская пирамида. Правые и левые стенки - красные, передние и задние - желтые, "крыши" всех ярусов - синие. Для пирамиды не обязательно иметь 30 кубиков, вполне достаточно 27 кубиков. Задайте малышу задачу: как построить прочную пирамиду, если 3 кубиков не хватает? Где можно сэкономить эти кубики? (Вместо 4 центральных кубиков в 1 ярусе можно поставить 1 в центре ("гробница фараона") и повернуть его на 45 градусов, чтобы на него опирались сразу 5 кубиков 11 яруса.) У-20. Желтое шоссе размером 3x9 с одним красным квадратом в центре. Четыре боковые грани - желтые. ![]() У-21. Красный пятиэтажный дом с окошками, с синими крышами на всех этажах и красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат могут быть любого цвета. У-22, 23, 24. Три водонапорные башни разной высоты. Кроме соблюдения порядка окраски здесь есть еще "секрет" технологии строительства. Без открытия этого "секрета" построить 2-ю, а особенно 3-ю башню очень трудно. Пусть малыш сам откроет этот "секрет". ("Секрет" состоит в порядке складывания: сначала надо заготовить все этажи, но складывание надо начинать с верхнего этажа, а не с нижнего, как принято во всяком строительстве.) У-25. Малый куб красного цвета. Все 6 граней должны быть красными. Варианты: желтый и синий кубики. К сожалению, их нельзя сложить одновременно, а только последовательно. У-26. Малый куб трех цветов. По 2 соседние (примыкающие) грани одинакового цвета (куб Вадика Склере, 6 лет). У-27. Малый куб двух цветов. Три грани, образующие одну вершину, - синие, три другие - желтые. Варианты: желто-красный и красно-синий. У-28. Малый куб трех цветов. Противоположные грани одного цвета (куб Вадика Склере, 6 лет). У-29. Малый куб двух цветов. Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая, передняя и правая -- красного. Варианты - иные сочетания цветов. У-30. Синяя вокзальная скамейка (У-30). Со всех сторон она окрашена в синий цвет (кроме "дна"). Можно сложить такую же скамейку красного или желтого цвета. У-31. Красный колодец. Снаружи он со всех сторон красный, а внутри - синий ("вода"). К сожалению, для внутренней окраски недостает одной синей грани и в колодце виден "песок" (одна желтая грань). У-32. Кресло с подлокотниками. Обтянуто снаружи синим, а внутри и спереди красным бархатом. Цвета обивки можно менять. ![]() У-33. Антошина скамейка. Сколько человек могут сесть на скамейку одновременно (каждый кубик - сиденье). Сиденья и спинки с одной стороны - красные, с другой - синие, а верх и торцы - желтые (скамейка Антона Никитина, 7 лет). У-34. Почему кубиков с 1 красной гранью только 6? (По числу граней куба.) Почему кубиков с 2 красными гранями - 12? (По числу ребер куба). Почему кубиков с 3 красными гранями - 8? (По числу вершин куба.) Почему кубиков без красных граней только 1? Сколько граней у одного кубика? Кто быстрее подсчитает, сколько красных граней на всех кубиках? Сколько всех граней на всех кубиках? Сколько граней у 6 кубиков, у 8 кубиков, у 12 кубиков, у 27? У-35. Большой куб красного цвета. Проверьте, все ли 6 граней красного цвета, так как часто (особенно те, кто складывает впервые) забывают, что "дно" должно быть такого же цвета, как и остальные грани. Можно складывать большой синий и большой желтый кубы. Это одно из самых часто повторяемых заданий и заданий, которые делают "на время". На складывание у 3 - 4-летних уходит 10 минут, у 5 - 6-летних - до 2 минут, а 10 - 12-летние дети могут выполнить это задание даже за 1 минуту. "Рекордсмены", работая двумя руками сразу и по определенной системе, могут "выйти из минуты". У-36. Большой куб трех цветов (У-36). Две соседние грани одинакового цвета. У-37. Большой трехцветный куб с противоположными гранями одного цвета. У-38. Большой трехцветный куб с горизонтальными слоями одного цвета. У-39. Двухцветный куб, 3 грани, образующие вершину, -- желтого цвета, 3 другие - синего. Возможны другие сочетания цветов: желтого с красным, красного с синим. У-40. Большой двухцветный куб. Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая передняя и правая - красного (куб Саши Дунаева, 6 лет). Можно использовать и другие сочетания цветов. У-41. Высотный дом желтого цвета на 20 квартир. В основании - 4 кубика, и высота - 5 этажей. Стены, крыша и пол на 1-м этаже желтого цвета. Окраску дома можно делать и красной, и синей. У-42. Большой куб с шахматной окраской всех 6 граней. Сочетания цветов могут быть и другие: сине-красные, желто-красные. ![]() У-43. Красный крест на всех 6 гранях. Вершины куба могут быть и желтыми и синими. У-45. Буква П на всех 6 гранях. Цвет букв на противоположных гранях одинаков. Могут быть варианты: все буквы одного цвета (красные, желтые, синие). У-46. Трехэтажный красный дом на 9 квартир, но так, чтобы задняя стенка была синей. У-47. Большой разъемный красный куб. Все 6 наружных граней - красные, любые соприкасающиеся грани разъема - одноцветные (желтые или синие). Возможны варианты другого цвета. Это задание решающее во многих отношениях. Во-первых, выполнив его, можно убедиться, что окраска "Уникуба" при изготовлении была безошибочной. Во-вторых, ребенок, справившийся с заданием У-47, сможет справиться и с любым другим. Интересно, что тренировка в решении задания У-47 только в самой начальной стадии заметно улучшает результаты взрослых, а затем они изменяются мало, и взрослые вообще, как правило, не могут дойти до результатов, показываемых детьми уже в 10 - 12 лет (отстают по времени в 2 - 3 раза). Исключения здесь крайне редки. У-48. Двойная классификация. Кубики сначала надо разложить по "сортам", как в задании У-8, по красному цвету. Получится ряд с одной красной гранью (К-1), ряд с двумя красными гранями (К-2) и ряд с тремя красными гранями (К-3). Затем внутри каждого ряда разложить их по сортам, но уже синего (или если надо - желтого) цвета. Ближе к себе положить кубики с тремя синими гранями, далее - с двумя и еще дальше - с одной. Получаются "триады", как на У-48. Двойная классификация заметно облегчает выполнение сложнейших заданий N 47 - 60, так как сразу можно найти кубик с заданным числом и цветом граней. Например, все "трешки красные" лежат в ряду К-3, "трешки синие" - это ближайшие к ребенку кубики (их просто видно), а "трешки желтые" - самые дальние в каждом ряду. ![]() У-49. Малый куб красного цвета. Любые грани разъема одного цвета (куб Антона Никитина, 8 лет). Варианты: желтый куб, синий куб. У-50. Двухсторонняя шахматная доска, размером 5x5. Все 6 ее граней имеют шахматную окраску. Большая, невидимая на рисунке грань должна быть красно-желтой или желто-синей, а узкие грани - той же окраски, что и одна из широких. На рис. 46 все они красно-синие. Это одно из сложнейших заданий. При его выполнении почти все допускают ошибки и теряют массу времени на их исправление, перестановку кубиков (доска Сережи Беляева, 14 лет). У-51. Большой красный куб. Любые соприкасающиеся грани разъема разного цвета. Внешне этот куб такой же, как У-47, но "внутреннее устройство" у него другое - соприкасающиеся грани разъема - разного цвета. Внешнюю окраску можно задавать и другого цвета (желтую или синюю), но тогда соответственно изменяется и внутренняя окраска (куб Антона Никитина, 10 лет). ![]() У-52. Большой красный куб. Любые соприкасающиеся грани разъема - полосатые. Возможны 6 вариантов: три варианта определяются цветом внешней окраски (красный, желтый, синий), и внутри каждого из них есть по два варианта внутренней окраски по разъемам. Один, показанный на рисунке-задании У-49, при котором соприкасаются в каждом разъеме разноцветные полосы (синие с желтыми), и второй -- когда соприкасаются полосы одноцветные (куб Антона Никитина, 10 лет). У-53. Кто сложит большой куб так, чтобы: во фронтальных плоскостях все наружные и внутренние грани были одноцветные (2 желтых, 2 красных, 2 синих); в боковых плоскостях (справа, слева и в параллельных сечениях между ними) полосатые, трехцветные (6 граней); в горизонтальных плоскостях (сверху, снизу и в сечениях между ними шахматной окраски, двухцветные (6 граней)? ![]() У-54. Большой красный куб. Все 12 соприкасающихся граней разъема имеют шахматную окраску. Здесь так же можно изменять цвет наружных граней, а соприкасающиеся грани разъема или могут быть зеркальным отражением друг друга, или соприкасаться разноцветными квадратиками, как У-50 (куб Антона Никитина, 10 лет). У-55. Кто сложит большой куб, чтобы все наружные грани попарно противоположные были одноцветны; ![]() все внутренние грани разъема, соприкасающиеся, попарно одноцветные? (Куб Толи Заверняева, 19 лет.) У-56. Кто сложит большой куб так, чтобы все наружные и все внутренние грани разъемов (12) образовали букву О, т.е. 6 красных, 6 желтых и 6 синих букв? (Куб Оли Никитиной, 17 лет.) У-57. Кто сложит большой куб так, чтобы по всем 18 наружным и внутренним граням были буквы Н (6 синих, 6 красных, 6 желтых)? ![]() У-58. Кто сложит большой куб так, чтобы на его наружных гранях были красные кресты, а на внутренних гранях разъема 6 синих и 6 желтых? (Куб Вани Никитина, 10 лет.) У-59. Кто сложит большой куб так, чтобы все наружные и все внутренние грани разъема (18 граней) были полосатые трехцветные? (Куб Толи Заверняева, 19 лет.) У-60. Кто сложит большой куб наивысшей сложности? Все 6 наружных граней и 12 внутренних имеют шахматную окраску. Если снаружи 6 красно-синих, то 6 внутренних красно-желтые и еще 6 сине-желтые (куб Антона Никитина, 19 лет). ![]() Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но старший - лицо, тоже заинтересованное в успехе, как и сам Малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть больше, так какой не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачам, но не отчаивайтесь, как он, и уверены, что если сегодня неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа, "неприступный лед" будет сломан. Вы можете, конечно, рассказать подходящую сказку, задавать вопросы, вместе с малышом думать и уж конечно переживать вместе с ним. Но не в коем случае не решать за него, не предлагать готовое решение. Иначе кончается развитие творческих способностей и загрузится память для не творческой, исполнительской деятельности. Трудно это - ждать, когда малыш сам найдет решение. Куда легче поднести ему сразу готовенькое, но тогда ребенок не станет сильнее, не станет способнее. Но настоящая творческая работа у ребенка начинается с придумывания и складывания новых моделей, каких нет в задании. Эти новые модели , конечно, надо зарисовать, то есть сделать рисунок в изометрии, как в заданиях, и попробовать определить сложность, после какого номера заданий его следовало бы поместить. Играть в "Уникуб" можно лишь пока сохраняется весь комплект, 27 кубиков, поэтому игру надо беречь! Из книги Б. НИКИТИНА "СТУПЕНЬКИ ТВОРЧЕСТВА” | |
Просмотров: 4013 | |
Всего комментариев: 0 | |