Среда, 23.09.2020, 02:53
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » КОНСУЛЬТАНТ » Развитие психических процессов

Как развивать воображение дошкольника?

Рекомендация педагога-психолога детского сада О.А. Холодовой

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Как и  память, восприятие, мышление, воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека. Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру,  оно дает возможность представить себя  летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садится в перевернутый стул и говорит, что он шофер и сейчас управляет машиной. Таким образом, воображение позволяет включаться в проигрывание социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку пока недоступно.

Обычно у детей прекрасно развито воображение. Наиболее полно фантазия проявляется в различных видах творческой деятельности: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути.

Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель ДжанниРодари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй".

Игры на развитие воображения можно приобрести (при покупке читайте аннотацию  к ним). В нашем городе - в магазине «Мир игрушек», «Умные игрушки». Развивающие игры удобно покупать в интернет-магазинах, например: http://www.igra-nikitin.ru/zakaz.html,

В нашем детском саду есть следующие развивающие игры на развитие воображения:

  • Развивающие игры Воскобовича: «Двухцветный квадрат», «Четырехцветный квадрат», «Геоконт», «Змейка» и другие;

  • Развивающие игры Никитина: "Сложи узор", "Сложи квадрат" и другие;

  • Развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе»;

  • Магнитный развивающий конструктор;

  • Развивающая игра «На что похоже?»;

  • Развивающая игра «Предметы и контуры».

Старшим  дошкольникам для развития воображения можно  предложить следующие упражнения:

  • Назовите ребенку любую известную детскую сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было "наоборот" (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка - с гору и т. п.). Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека.
  • Попросите ребенка нарисовать, как он представляет себе животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве.
  • Пусть малыш назовет  по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Придумает и расскажет короткую выдуманную историю, в которой бы действовали оба этих героя.
  • Попросите ребенка представить, что будет, если  например: "Окрыли школу для кошек!", "Люди научились летать!", "Собаки стали разговаривать на человеческом языке!".
  • Предложите ребенку вообразить, что он превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла;  инопланетянина; кипящую кастрюлю; и т.п.  Пусть изобразит все это в движении.
  • Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.
  • Предложите  ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его дорисовать предметы.
  • Попросите придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, квадрат и т.п.


Существует множество развивающих игр для детей дошкольного возраста, содержание которых направлено на развитие  воображения.

 НЕОБЫЧНЫЕ   КЛЯКСЫ

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: лист плотной бумаги, чернила, перо или кисть.

Ход игры:

Взрослый: "Знаешь ли ты, что раньше, когда еще твои бабушка и дедушка были маленькими девочками и мальчиками, шариковых ручек не было, и люди писали перьями или перьевыми ручками? Ими писать было очень трудно. Поэтому в тетрадях школьников часто появлялись кляксы. Конечно же и ребята и их преподаватели огорчались. Но иногда кляксы получались необычными. Ученики, с интересом рассматривая эти кляксы, находили в их причудливых силуэтах изображения зверей, птиц, насекомых, необычные фигурки людей, сказочных персонажей. Сейчас и мы займемся изготовлением необычных клякс".

Взрослый показывает, как можно поставить кляксы, чтобы не испачкаться при этом, демонстрирует способ получения симметричных клякс (нужно капнуть на середину листа немного чернил, сложить бумагу пополам и затем раз вернуть).

После завершения подготовительной работы, взрослый говорит: «Давайте рассмотрим все кляксы и скажем, на что они похожи. Постарайтесь увидеть в каждой из клякс, как можно больше изображений предметов».

Можно предложить детям дорисовать кляксы до какого-либо изображения.

 

ДОБРЫЕ – ЗЛЫЕ

Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков.

Оборудование: карточки с контурным изображением двух фей (королей, волшебников, принцесс и пр.); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров.

Ход  игры:

Взрослый дает ребенку 2 карточки, например фей, и говорит: «На листе бумаги ты видишь изображения двух фей. Представь те себе, что одна из них злая, другая добрая. Чтобы всем было понятно, где какая фея, дорисуй и раскрась лица и одежду. Возможно, ты захочешь изобразить какие-нибудь волшебные вещи или сказочных спутников наших фей». Можно предложить ребенку изобразить фей при помощи мимики и пантомимы.

ЕСЛИ БЫ Я ПИСАЛ   КНИГУ

Цели: Развитие   способности   трансформировать характеристики знакомых объектов. Развитие  невербальной  оригинальности  и гибкости.

Попросите ребенка вспомнить, как выглядит слон Дамбо из диснеевских мультфильмов (слон с большими ушами, при помощи которых он может летать). Объясните ему, что авторы детских книг часто берут обычных животных и наделяют их какими-либо необычными чертами и особенностями. Из-за этого они становятся яркими и запоминающимися.

Попросите  перечислить запомнившихся ему героев с необычными чертами (Чебурашка, Микки Маус и т. д.).

Нарисуйте обычную собаку и попросите  дорисовать ей что-либо или изменить как-нибудь, чтобы она стала обладать какими-либо выдающимися особенностями. Можно нарисовать ей крылья, дополнительные лапы, глаза, увеличить голову и т. д. Предложите ему дать имя этому животному, которое  бы отражало ее новые способности. Попросите  сочинить  истории о необычных животных.

 

УДИВИТЕЛЬНАЯ  ЛАДОНЬ

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: "Отлично, но ладонь можно сделать сказочной. Дорисуй какие-нибудь детали и преврати обычное изображение ладони в необычный рисунок».

Категория: Развитие психических процессов | Добавил: Админ (27.06.2012)
Просмотров: 2763 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]