Главная » Статьи » КОНСУЛЬТАНТ » Развитие психических процессов |
Рекомендация педагога-психолога детского сада О.А. Холодовой Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Как и память, восприятие, мышление, воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека. Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру, оно дает возможность представить себя летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садится в перевернутый стул и говорит, что он шофер и сейчас управляет машиной. Таким образом, воображение позволяет включаться в проигрывание социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку пока недоступно. Обычно у детей прекрасно развито воображение. Наиболее полно фантазия проявляется в различных видах творческой деятельности: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути. Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель ДжанниРодари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй". Игры на
развитие воображения можно приобрести (при покупке читайте аннотацию к ним). В нашем городе - в магазине «Мир
игрушек», «Умные игрушки». Развивающие игры удобно покупать в интернет-магазинах, например: http://www.igra-nikitin.ru/zakaz.html, В нашем детском саду есть следующие развивающие игры на развитие воображения:
![]() ![]()
Старшим дошкольникам для развития воображения можно предложить следующие упражнения:
НЕОБЫЧНЫЕ КЛЯКСЫ Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики. Оборудование: лист плотной бумаги, чернила, перо или кисть. Ход игры: Взрослый: "Знаешь ли ты, что раньше, когда еще твои бабушка и дедушка были маленькими девочками и мальчиками, шариковых ручек не было, и люди писали перьями или перьевыми ручками? Ими писать было очень трудно. Поэтому в тетрадях школьников часто появлялись кляксы. Конечно же и ребята и их преподаватели огорчались. Но иногда кляксы получались необычными. Ученики, с интересом рассматривая эти кляксы, находили в их причудливых силуэтах изображения зверей, птиц, насекомых, необычные фигурки людей, сказочных персонажей. Сейчас и мы займемся изготовлением необычных клякс". Взрослый показывает, как можно поставить кляксы, чтобы не испачкаться при этом, демонстрирует способ получения симметричных клякс (нужно капнуть на середину листа немного чернил, сложить бумагу пополам и затем раз вернуть). После завершения подготовительной работы, взрослый говорит: «Давайте рассмотрим все кляксы и скажем, на что они похожи. Постарайтесь увидеть в каждой из клякс, как можно больше изображений предметов». Можно предложить детям дорисовать кляксы до какого-либо изображения.
ДОБРЫЕ – ЗЛЫЕ Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков. Оборудование: карточки с контурным изображением двух фей (королей, волшебников, принцесс и пр.); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров. Ход
игры: Взрослый дает ребенку 2 карточки, например фей, и говорит: «На листе бумаги ты видишь изображения двух фей. Представь те себе, что одна из них злая, другая добрая. Чтобы всем было понятно, где какая фея, дорисуй и раскрась лица и одежду. Возможно, ты захочешь изобразить какие-нибудь волшебные вещи или сказочных спутников наших фей». Можно предложить ребенку изобразить фей при помощи мимики и пантомимы. ЕСЛИ БЫ Я ПИСАЛ КНИГУ Цели: Развитие способности трансформировать характеристики знакомых объектов. Развитие невербальной оригинальности и гибкости. Попросите ребенка вспомнить, как выглядит слон Дамбо из диснеевских мультфильмов (слон с большими ушами, при помощи которых он может летать). Объясните ему, что авторы детских книг часто берут обычных животных и наделяют их какими-либо необычными чертами и особенностями. Из-за этого они становятся яркими и запоминающимися. Попросите перечислить запомнившихся ему героев с необычными чертами (Чебурашка, Микки Маус и т. д.). Нарисуйте обычную собаку и попросите дорисовать ей что-либо или изменить как-нибудь, чтобы она стала обладать какими-либо выдающимися особенностями. Можно нарисовать ей крылья, дополнительные лапы, глаза, увеличить голову и т. д. Предложите ему дать имя этому животному, которое бы отражало ее новые способности. Попросите сочинить истории о необычных животных.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса. Ход игры: Взрослый предлагает ребенку обвести свою ладонь с раскрытыми
пальцами. После завершения подготовительной работы он
говорит: "Отлично, но ладонь можно сделать сказочной. Дорисуй какие-нибудь детали и преврати обычное изображение
ладони в необычный рисунок». | |
Просмотров: 5248 | |
Всего комментариев: 0 | |