Четверг, 29.10.2020, 08:45
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » КОНСУЛЬТАНТ » Математика - малышам

Математика для малышей
Ввоспитатель  Е.И. Шумаева
 
Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.
 
Важное место в обучении дошкольников отводится формированию элементарных математических представлений. В детском саду уже самые маленькие воспитанники знакомятся с величиной, формой, пространственными ориентирами.
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольников. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство.
 
До четырех лет у ребенка формируются дочисловые количественные отношения: он учится различать понятия «один» и «много», учится составлять группу из однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?».
В детском саду педагоги решают эту задачу в игровой и практической деятельности. Дома при рассматривании книг, в ходе наблюдения за окружающим необходимо закреплять умение ребенка владеть терминами «один» и «много».
Например, малыш рисует карандашами: «Сколько красных карандашей» (один), «Сколько синих?» (один)… А, сколько всего карандашей? (много).
 
На пятом году жизни у ребенка появляется интерес к счету – настал момент учить его правильно считать, познакомить с числами. В течение средней группы детского сада ребята последовательно изучают числа. Знакомятся с цифрами как формой наглядного изображения числа (знаком).
 Дети учатся называть числа по порядку, указывая на предметы, согласовывать числительное в роде, числе и падеже с существительным, понимать, что число, отнесенное при счете к последнему предмету, относится и ко всей группе предметов (например, один, два, три – всего три кубика). Учатся как количественному (один, два...), так и порядковому счету (первый, второй…).
Чтобы проверить, соотносит ли ребенок цифры с количеством предметов, можно провести простое упражнение. Расставить игрушки группами по две, три, четыре и т.д. И около каждой группы положить карточку с цифрой, показывающие, сколько в группе игрушек. Но кто-то перепутал цифры – теперь надо навести порядок и разложить карточки правильно.
Затем задание можно усложнить: найти группу игрушек по названному числу, например «Найди, пожалуйста, два мяча», затем – то же самое, но по карточке с цифрой. Обучая детей счету, необходимо включать разные анализаторы, т.е. считать на слух, по осязанию, считать движения. Например, «Поставь, пожалуйста, столько игрушек, сколько раз я хлопну в ладоши».
Для счета по осязанию педагоги дошкольного учреждения используют тканевые мешочки. Такой мешочек можно использовать и дома: ребенок пересчитывает на ощупь заранее положенные в мешочек предметы (пуговицы, желуди, орехи).
 
Наиболее сложно для дошкольников понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Как же и в каком возрасте обучать малышей понятию времени?
Детей четвертого года жизни учат различать и называть день, ночь, утро, вечер. Время суток малыши различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Точный распорядок дня создает реальные условия для формирования у ребенка представлений о частях суток. Взрослый говорит: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись, теперь будем завтракать».
Важную роль в формировании временных представлений играют картинки, фотографии, передающие конкретное время. Рассматривая их, малыш отвечает на вопросы: когда это бывает? Что дети делают утром, вечером? Взрослый может дать малышу задание подобрать картинки, на которых действие происходит утром, днем, вечером.
Представления о времени суток необходимо будет закреплять и в последующий год. Детей пятого года жизни учат правильно использовать слова «сегодня», «завтра», «вчера». Обычно это вызывает у ребенка большие затруднения, тем более необходимо в повседневной жизни как можно чаще обращать его внимание на то, что он делает сегодня, что было вчера, что предстоит сделать завтра.
Новым для детей шестого года жизни становится усвоение последовательности дней недели. Их знакомят с тем, что сутки имеют свои названия, что семь суток составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название, в неделе дни идут друг за другом в определенном порядке.
 
Для закрепления знаний о днях недели, необходимо дома задавать ребенку вопросы: какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера? Когда ребенок хорошо усвоил названия и последовательность дней недели, ему можно предложить задачу: «На улице встретились два друга. «Приходи ко мне в гости», - сказал Коля. «Спасибо, - ответил Петя. – Только в понедельник ко мне приезжает бабушка, а в среду я уезжаю отдыхать. Но я обязательно приду». В какой день придет Петя в гости к Коле?».
 
Дети седьмого года жизни закрепляют знание дней недели, умение пользоваться календарем и учатся определять время по часам (механическим, электронным).
 
Математика – увлекательнейшая и нужнейшая наука, но интерес и способности к ней необходимо развивать с детства.

Это интересно!
Семидневная неделя возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» - по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце).
В те времена дни недели так и определялись: понедельник – день Луны, вторник - Марса, среда – Меркурия, четверг – Юпитера, пятница – Венеры, суббота – Сатурна, воскресенье – Солнца.
Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая – от зарождения серпа до формы Луны в виде полукруга; вторая – от полукруга до полного круга; третья – от круга вновь к форме полукруга; четвертая – от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось у славян седмицей или неделей.

 
Категория: Математика - малышам | Добавил: Админ (05.05.2010)
Просмотров: 3481 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]