Пятница, 15.01.2021, 16:46
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Блог учителя-логопеда Кирюхиной И.П. » Важно знать

Как помочь ребёнку правильно произносить поставленные звуки?

Консультация для родителей

Как помочь ребёнку правильно произносить поставленные звуки?

Ваш ребёнок уже долгое время занимается с логопедом и продолжает, так же как и раньше картавить, шепелявить или говорить так, как будто у него «полный рот каши». Причин может быть несколько, но самая распространённая из них, скорее всего следующая: ребёнок уже какое-то время умеет правильно произносить проблемный звук на занятиях с логопедом, в привычной для этой деятельности обстановке, но не научился, не привык себя контролировать в свободной речи. На этапе автоматизации звука в свободной речи ребёнок очень нуждается в помощи родителей. Очень редко ребёнок сам контролирует правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи. Для того чтобы довести до автоматизма произношение новых для ребёнка звуков требуется несколько месяцев упорной работы, а иногда весь учебный год. Задача родителей помочь ребёнку научиться контролировать правильное произношение поставленных звуков.

Выработка самоконтроля поставленных звуков в свободной речи вызывает у большинства дошкольников особую трудность. Это связано с дополнительной нагрузкой на нервную систему ребёнка. То есть ребёнку необходимо контролировать произнесение каждого звука, слога, слова, предложения, для того чтобы «сломать» старый стереотип произнесения звука, привыкнуть новому артикуляционному укладу.

В свободной бытовой речи «следить» за звуками особенно трудно, так как ребёнку необходимо реализовать речевой замысел. В потоке речи проанализировать каждое слово, т.е. сделать фонематический анализ. (особенно это тяжело детям, у которых недостаточно сформированы фонематические процессы или дети, у которых грубо нарушена звуко- слоговая структура слов, например произнесение таких слов как «трактор»,«телевизор », « строительство» вызывает затруднения). Очень часто ребёнка переполняют  разнообразные  эмоции  или  он  просто  устал,  переутомлён,недомогает. Ребёнку нужно поставить язык в правильное артикуляционное положение новое непривычное для него.

Помочь в таком нелёгком деле может ребёнку его микроокружение те люди, которые ближе чаще общаются с ребёнком (воспитатели, мамы, папы, бабушки).

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

Автоматизация звука в слоге.

Изолированно произносим звук. РЫЧИМ, ШИПИМ…. Поддерживаем положительный эмоциональный фон. Порадуйтесь вместе с ребёнком для него это новые ощущения. Новое значимое событие ребёнок открыл для себя что-то новое. Это открытие стоило ему большого труда и усилий.

Иногда на постановку звука может понадобиться и целый учебный год и ещё при условии ребёнок каждый день занимается «трудится» с логопедом. Трудность постановки звука обусловлена чаще всего неврологической отягощённостью (стёртой дизартрией). В редких случаях на выработку заданной артикуляционной позы необходимо 3 месяца.

Рекомендуемые игры.

ПРОИЗНЕСИ СЛОГИ

Ша-ша-ша

РА-РА-РА-РА-РА

СА-со-су-сы

ПРОГОВОРИ СЛОГИ

-с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно

Ра-ра-ра-ра-ра

Шо-шо-шо---шо-шо 

 

2 этап

Автоматизация звука в слове.

 Игра « КТО БОЛЬШЕ?»

КТО БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ С ПОСТАВЛЕННЫМ ЗВУКОМ?

Усложнения по лексическим темам

(фрукты, овощи, мебель, марки машин, имён и т.д.)

Счет предметов от 1 до 10 и обратно

Одна рыбка, две рыбки, три рыбки и обратно.

Спряжение

Я работаю, ты работаешь, он работает ( она..., мы..., вы...., они...).

Игра "Назови ласково"

Маша - Машенька

Игра   «Придумай   словечко».   Придумываем   с    заданным   звуком   в определенной части слова (начало, середина, конец)

Рак, горка, двор.

 

3 этап

Автоматизация звука в предложении.

*Игра «Придумываем предложения с заданным звуком».

Сначала предложить ребёнку имена с заданным звуком имена ( Рома, Рая, Артур и т.д.)

*усложнение предложение из трех слов.

 Рома фотографирует тигра.

*Если Вы прочитали ребёнку сказку или посмотрели фильм, предложите вспомнить слова с заданным звуком.

Предложенные словесные игры очень простые не требуют специального выделенного времени. Лучше играть всей семьёй. У всех есть повод пообщаться порадоваться успехам своего ребёнка. Необходимо несколько игр держать в голове и контролировать правильное произношение звуков. Если   не   воспользоваться   вышеизложенными   рекомендациями, то скорее всего ребёнок будет правильно произносить поставленные звуки  только в кабинете логопеда. Самоконтроль у ребёнка вырабатывается только в том месте и с тем человеком, где есть контроль звукопроизношения. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

 

 

 

 

 

Категория: Важно знать | Добавил: Инесса (17.05.2020)
Просмотров: 100 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]