Главная » Статьи » Блог учителя-логопеда Кирюхиной И.П. » Важно знать |
Консультация для родителей Как помочь ребёнку правильно произносить поставленные звуки? Ваш ребёнок уже долгое время занимается с логопедом и продолжает, так же как и раньше картавить, шепелявить или говорить так, как будто у него «полный рот каши». Причин может быть несколько, но самая распространённая из них, скорее всего следующая: ребёнок уже какое-то время умеет правильно произносить проблемный звук на занятиях с логопедом, в привычной для этой деятельности обстановке, но не научился, не привык себя контролировать в свободной речи. На этапе автоматизации звука в свободной речи ребёнок очень нуждается в помощи родителей. Очень редко ребёнок сам контролирует правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи. Для того чтобы довести до автоматизма произношение новых для ребёнка звуков требуется несколько месяцев упорной работы, а иногда весь учебный год. Задача родителей помочь ребёнку научиться контролировать правильное произношение поставленных звуков. Выработка самоконтроля поставленных звуков в свободной речи вызывает у большинства дошкольников особую трудность. Это связано с дополнительной нагрузкой на нервную систему ребёнка. То есть ребёнку необходимо контролировать произнесение каждого звука, слога, слова, предложения, для того чтобы «сломать» старый стереотип произнесения звука, привыкнуть новому артикуляционному укладу. В свободной бытовой речи «следить» за звуками особенно трудно, так как ребёнку необходимо реализовать речевой замысел. В потоке речи проанализировать каждое слово, т.е. сделать фонематический анализ. (особенно это тяжело детям, у которых недостаточно сформированы фонематические процессы или дети, у которых грубо нарушена звуко- слоговая структура слов, например произнесение таких слов как «трактор»,«телевизор », « строительство» вызывает затруднения). Очень часто ребёнка переполняют разнообразные эмоции или он просто устал, переутомлён,недомогает. Ребёнку нужно поставить язык в правильное артикуляционное положение новое непривычное для него. Помочь в таком нелёгком деле может ребёнку его микроокружение те люди, которые ближе чаще общаются с ребёнком (воспитатели, мамы, папы, бабушки). Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи. Автоматизация звука в слоге. Изолированно произносим звук. РЫЧИМ, ШИПИМ…. Поддерживаем положительный эмоциональный фон. Порадуйтесь вместе с ребёнком для него это новые ощущения. Новое значимое событие ребёнок открыл для себя что-то новое. Это открытие стоило ему большого труда и усилий. Иногда на постановку звука может понадобиться и целый учебный год и ещё при условии ребёнок каждый день занимается «трудится» с логопедом. Трудность постановки звука обусловлена чаще всего неврологической отягощённостью (стёртой дизартрией). В редких случаях на выработку заданной артикуляционной позы необходимо 3 месяца. Рекомендуемые игры. ПРОИЗНЕСИ СЛОГИ Ша-ша-ша РА-РА-РА-РА-РА СА-со-су-сы ПРОГОВОРИ СЛОГИ -с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно Ра-ра-ра-ра-ра Шо-шо-шо---шо-шо
2 этап Автоматизация звука в слове.Игра « КТО БОЛЬШЕ?» КТО БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ С ПОСТАВЛЕННЫМ ЗВУКОМ? Усложнения по лексическим темам (фрукты, овощи, мебель, марки машин, имён и т.д.) Счет предметов от 1 до 10 и обратно Одна рыбка, две рыбки, три рыбки и обратно. Спряжение Я работаю, ты работаешь, он работает ( она..., мы..., вы...., они...). Игра "Назови ласково" Маша - Машенька Игра «Придумай словечко». Придумываем с заданным звуком в определенной части слова (начало, середина, конец) Рак, горка, двор.
3 этап Автоматизация звука в предложении. *Игра «Придумываем предложения с заданным звуком».
*усложнение предложение из трех слов.
*Если Вы прочитали ребёнку сказку или посмотрели фильм, предложите вспомнить слова с заданным звуком. Предложенные словесные игры очень простые не требуют специального выделенного времени. Лучше играть всей семьёй. У всех есть повод пообщаться порадоваться успехам своего ребёнка. Необходимо несколько игр держать в голове и контролировать правильное произношение звуков. Если не воспользоваться вышеизложенными рекомендациями, то скорее всего ребёнок будет правильно произносить поставленные звуки только в кабинете логопеда. Самоконтроль у ребёнка вырабатывается только в том месте и с тем человеком, где есть контроль звукопроизношения. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
| |
Просмотров: 100 | |
Всего комментариев: 0 | |