Суббота, 17.04.2021, 17:42
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Блог учителя-логопеда Кирюхиной И.П. » Важно знать

Значение театрализованной деятельности в развитии речи у детей с общим недоразвитием речи

Значение театрализованной деятельности в развитии речи у детей с общим недоразвитием речи

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправданно.

Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определенную роль, ребенок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь – интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Можно создавать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль – та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, а также связная речь. Распределяя роль в театрализованной игре, следует учитывать речевые возможности каждого ребёнка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль ребёнок исполняет, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно.

Из опыта своей работы с детьми логопедических групп,  я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

 

Поэтому такой работе в нашей подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР уделяется большое внимание. Дети вместе с педагогами часто разучивают стихотворения, снимают видеоролики и отправляют их на конкурсы различного уровня. В копилке детей данной группы много побед:

2019 г.: Куляпина Дарина стала лауреатом муниципального конкурса чтецов «Осень, осень – в гости просим» за победу в номинации «Самый обаятельный исполнитель»;

2020г.: группа детей (Васюнькова Эвелина, Рассейкина Соня, Крысина Виктория, Куляпина Дарина, Тараскин Вова, Пужихин Костя) заняли первое место в Международном творческом конкурсе ко Дню защиты детей в номинации «Выразительное чтение» с коллективным выступлением;

2021г.: Рассейкина Соня, Журавлева Мирослава, Тараскин Вова, Москалева Ульяна, Чавкин Коля, Крысина Виктория, Куляпина Дарина приняли участие в смотре-конкурсе чтецов «Дарю тебе нежность», посвященном дню матери и получили дипломы за 1, 2 и 3 места ;

2021г.: Коля Чавкин, Эвелина Васюнькова, Соня Рассейкина, Леша Усанов, Дарина Куляпина приняли участие в Международном конкурсе семейной видеопоэзии «Дарю тебе сердце», посвященном юбилею Агнии Барто. Рассейкина Соня заняла почетное 3 место в номинации «Детское исполнение «Дошколята».

Надеемся, что данные успехи и победы помогут нашим любимым воспитанникам быть успешными и уверенными в себе в их дальнейшей школьной и взрослой жизни!

 

Категория: Важно знать | Добавил: Инесса (28.03.2021)
Просмотров: 25 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]