Воскресенье, 20.06.2021, 10:48
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Блог учителя-логопеда Кирюхиной И.П. » Лого-игротека

Лексико-грамматические игры по теме "Школа.Школьные принадлежности"

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме: «Школа. Школьные принадлежности»

1. Родителям рекомендуется:

- рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;

- рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности,

- поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей; задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?

- сходить с ребенком в магазин, где продают канцелярские товары.

 

Развитие мелкой моторики

 

Инструкция взрослого

Выполняемые движения

В школу осенью пойду.                            

Дети «шагают» пальчиками по столу.

 

Там друзей себе найду,

 

Научусь писать, читать,                     

Загибают по одному пальчику на обеих руках

Быстро, правильно считать

Я таким ученым буду!                          

Но свой садик не забуду.

 

Грозят указательным пальчиком правой руки

 

Развитие артикуляционной моторики

 

Инструкция взрослого

Выполняемые движения

Упражнения для челюсти                

Открыть широко рот и удержать под счет до 10

Упражнения для губ

«Улыбка» — «Рупор» («Бублик»).

Упражнения для языка  

Мы прижмем язык зубами (тя-тя-тя). Мы похлопаем губами (пя-пя-пя). «Чашечка»

 

4. Развитие мимических мышц

 

Проснулся первого сентября Витя и испугался.             Испуг

На улице светло: «Я опоздал в школу».                           Огорчение

Но видит — все еще спят.                                                Удивление

«Никуда я не опоздал», — обрадовался Витя.                Радость

 

6. Развитие лексико-грамматического строя речи.

 

Дидактическая игра «Подбери признак»:

портфель (какой?) — кожаный, вместительный, яркий, большой ...

Карандаш (какой?) — длинный, толстый, деревянный, заточенный, тупой, цветной, простой.

Пенал (какой?) – пластмассовый, деревянный, вместительный, кожаный…

Ручка (какая?) – пластмассовая, толстая, тонкая, красная, зеленая…

Ластик (какой?) – резиновый, жесткий, мягкий, большой, маленький… (Линейка, тетрадь.)

Дидактическая игра «Четвертый лишний». 

  Ручка, ластик, мяч, пенал.

  Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

  Карандаш, отвертка, ручка, кисточка.

  Альбом, букварь, тетрадь, ножницы.

  Мячик, ластик, пенал, линейка.

  Ученик, ученица, учитель, воспитатель.

Составь предложения по образцу

Образец: Таня
оставила ножницы в стакане. 
— Таня достала ножницы из стакана.

Таня положила линейку под букварь. Таня оставила альбом на столе.

Таня спрятала ластик за стакан. Таня поставила портфель под стол.

 

Упражнение «Нелепицы». Исправь предложения.

Кисточка рисовала Лену. Ручка написала письмо Тане.

Учебник учится по Саше. Букварь читает Олю.

Пенал положил Сашу в портфель. Вова резал бумагой ножницы.

 

 «Что положишь в портфель?» Согласование числитель­ных с существительными.

Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?» Дети отвеча­ют: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 каран­даша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебни­ков, 2 линейки, 5 линеек и т. д)».

 

  «Измени слово». Образование существительных женского рода: умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — тро­ечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, пер­воклассник — первоклассница, проказник — проказница, школь­ник — школьница, озорник — озорница.

 

«Подбери слово». Подбор родственных слов.

писать — письмо, пишу, писатель, списать, записка, пере­писывать, подпись;

читать — читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, чи­тальня; учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учеб­ник, учеба, учащиеся.

 

«Предложение договори и его ты повтори». Образование сравнительной степени прилагательных от наречий.

Дети должны сначала закончить предложение, а затем по­вторить его полностью.

В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском са­ду интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весе­ло, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее.

 

Развитие связной речи

• Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок».

 

Физкультминутка-логоритмика

    • Речевая подвижная игра «В школу мы с тобой пойдем». Импровизация движений в такт стихотворению.

 

В школу мы с тобой пойдем,

И портфель с собой возьмем,

В школе будем мы читать,

В школе будем мы писать,

Физкультурой заниматься,

И трудиться, и стараться.

    

 

Закрепление пройденных звуков и букв

«Измени слово». Воспитатель предлагает детям заменить звук [ы] на [а] в слове бык; звук [и] на [о] в слове кит; звук [м] на [р] в слове мак; звук [д] на [с] в слове дом; звук [к] на [м] в слове кошка; звук [к] на [п] в слове качка и т. д.

 

«Гости»

Воспитатель: В гости к слогу -ма- пришел слог -ша-. Что по­лучилось?

В гости к слогу -мис- пришел слог -ка-. Что получи­лось? И т. д.

 

«Какое слово длиннее?» Логопед произносит слова, а де­ти сравнивают их и говорят, какое слово длиннее: кошка — лягушка; барабан — пирамида и т. д.

 

«Составь предложение». На игровом поле лежат карточ­ки со словами: дома, около, куст; стола, у, ножки; осы, са­ду, в; мак, вовы, у и т. д. Дети должны составить из них пред­ложения.

 

«Цепочка слов». На игровом поле — картинки. Дети со­ставляют цепочку слов: мак — кошка — аист — танк — клад — дом — муха — ананас — стол — лампа и т. д.

 

«Допиши слово». У каждого ребенка карточка с недопи­санным словом: маши.., коле.., кроко.., руч.., боч.., пету.., квакуш... И т. д.

 

 

 

 

    

 

Категория: Лого-игротека | Добавил: Инесса (25.05.2021)
Просмотров: 218 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]