Физическая культура - что такое? Программа по физкультуре в школе. Требования к рабочей программе по физической культуре Развитие двигательных качеств

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:

  • Содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам.
  • Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности.
  • Дальнейшее развитие координационных и кондиционных (скоростно – силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей.
  • Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии.
  • Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта.
  • Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания.

Настоящая: программа по предмету физическая культура составлена на основе "Комплексной программы физического воспитания учащихся l-11 классов", авторы: Лях В.И., Л.А.Зданевич Министерства образования и науки РФ 2011 года. Журналов “Физическая культура. Рабочие программы. М.Я.Виленского, В.И. Ляха: Просвещение, 2011.-104с-ISBN 978-5-09-021674-6. “Книг учителя физкультуры”. Издательство “Физкультура 1-11 классы: развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана – 2008 год.

Нормативная база взята из программы “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве 1-11-х классов” Москва 1998 год.

Годовой комплексный план физического воспитания учащихся 5-11-х классов, Москва 1988 год.

Научно-методическое обеспечение учебного процесса осуществляется по учебным пособиям.

Учебники:

  1. Н.Г. Озолин – лёгкая атлетика
  2. В.Ломай – бег, прыжки, метание
  3. Е.А.Малков – подружись с “королевой спорта”
  4. В.В. Осинцев – лыжная подготовка в школе
  5. Ю.В. Буйлин - мини-баскетбол в школе
  6. С. Башкин – уроки по баскетболу
  7. Г. Пинколстер – “Энциклопедия баскетбольных упражнений ” 8. А.Н. Мартыновский – “Спортивная гимнастика”
  8. А.Т. Брыкина– гимнастика
  9. Ю.В.Л. Голомазов – волейбол в школе
  10. А.А, Рыбкин, А.Н. Евтушенко – гандбол
  11. Хоккей. Правила соревнований. – М: Терра-Спорт, 2003 г.
  12. В.И.Лях, А.А.Зданевич М: Просвещение 2009 г.

Программа составлена с учётом условий работы школы, контингента учащихся, материально-технической базы. В старших классах более отчётливо, чем в среднем возрасте, проявляются половые различия между юношами и девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов занятий. В этом возрасте идет интенсификация обучения по пути усиления тренировочной направленности уроков. Дифференцированный индивидуальный подход важен для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в физическом развитии. При организации занятий с юношами предусмотрены занятия при максимальных волевых и физических нагрузках.

Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету “Физическая культура”. Вариативная часть включает в себя программный материал по хоккею,

“Русской лапте”, конькам, атлетической и оздоровительной гимнастики. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. Уроки гимнастики планируется проводить фронтальным способом (при проведении строевых, общеразвивающих и сложных акробатических упражнений), групповым способом, поточным способом (опорные прыжки), а так же, за счет увеличения уроков на 1 час, появилась возможность заниматься с детьми оздоровительной гимнастикой (профилактика исправления сколиоза и плоскостопия).

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

1. Базовая часть:
1.1 Основы знаний о физической культуре
1.2. Лёгкая атлетика
1.3. Кроссовая подготовка
1.4. Волейбол
1.5. Футбол
1.6 Баскетбол
1.7 Гандбол
1.8 Гимнастика
1.9 Лыжная подготовка
2 Вариативная часть:
2.1 Русская лапта
2.2 Атлетическая и оздоровительная гимнастики
2.3 Хоккей на льду, коньки
3 Итого:

Требования к уровню знаний учащихся по физической культуре, оканчивающих среднюю школу.

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Объяснить:

  • Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире.
  • Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
  • Характеризовать: Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями.

  • Особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий, особенности планирования индивидуальных занятий различной направленности и контроля их эффективности.
  • Особенности обучения и самообучения двигательным действиям.
  • Соблюдать правила:

  • Личной гигиены и закаливания.
  • Организация и проведение самостоятельного и самодеятельного форм занятий физическими упражнениями и спортом.
  • Культура поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований.
  • Профилактика травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах.
  • Проводить:

    • Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-коррегирующей направленности.
    • Приемы страховки и самостраховки во время занятий.
    • Приемы массажа и самомассажа.
    • Занятия физической культуры и спортивные соревнования с учащимися младших классов.
    • Судейство соревнований по одному из видов спорта.

    Составлять:

    • Индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности.
    • Планы-конспекты индивидуальных занятий.

    Определять:

  • Уровни индивидуального физического развития.
  • Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма.
  • Дозировка физической нагрузки
  • Демонстрировать:

    Двигательные умения, навыки, способности:

    • Уметь с максимальной скоростью пробегать 100 м с низкого старта.
    • В равномерном темпе бегать до 30 мин юноши и до 20 мин девушки.
    • Метать различные по форме и по массе снаряды с места и с полного разбега.

    В гимнастических и акробатических упражнениях:

    • Выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-125 см (юноши).
    • Выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой.
    • Выполнять акробатическую комбинацию из 5 элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот блоком и другие ранее освоенные элементы (юноши) и комбинацию из 5 ранее освоенных элементов (девушки).

    В спортивных играх:

  • Демонстрировать и применять основные технико-тактические действия в одной из спортивных игр.
  • Физическая подготовленность:

    • Соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей (табл. 1)

    Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:

    • Использовать различные виды физических упражнений в целях самосовершенствования.
    • Организации досуга и здорового образа жизни.
    • Осуществлять коррекцию недостатков физического развития.

    Способы спортивной деятельности:

    • Участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость.

    Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: Согласовывать свое поведение с интересами коллектива.

  • Критически оценивать собственные достижения
  • Поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности. Критерии оценок успеваемости учащихся на уроках по физической культуре.
  • Оценочные нормативы по физической культуре разработаны в соответствии с нормативными требованиями программы “Физическая культура для учащихся 1-11-х классов” Москва. Просвещение 1996г.

    При оценке техники выполнения двигательного действия руководствуются следующими критериями:

    Отметка “5”: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко, обучающий овладел формой движения; в играх проявил должную активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать правила.

    Отметка “4”: двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений: в играх учащийся не проявил должной активности, ловкости.

    Отметка “3”: двигательное действие выполнено в основном правильно, но напряжённо (или вяло), недостаточно уверенно), допущены незначительные ошибки при выполнении; в играх обучающийся был малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.

    Отметка “2”: двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки; в играх учащийся не обнаружил должной активности, расторопности, умение играть в коллективе (команде).

    Отметка “1”: отказ обучающего выполнить двигательное действие без уважительной причины или он совсем не смог выполнить упражнение.

    Контроль за физической подготовкой учащихся проводится два раза в учебный год по всем тестам (осенью и весной) и три раза по тем упражнениям, которые можно провести в зале (в сентябре, в конце декабря и в мае). Ведётся карта учёта динамики прироста показателей развития физических качеств учащихся (таблица №1).

    Учащимся, имеющим хороший и отличный уровень физического развития, рекомендуются занятия в спортивных секциях школы, ДЮСШ и другие формы занятий. Учащимся, имеющим средний и низкий уровень физического развития, даются задания на развитие определённых двигательных навыков, рекомендуются самостоятельные занятия.

    Учащимся, отнесённым по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебного норматива в противопоказанных им видах физических упражнениях.

    Актуальность программы

    Настоящая программа включает в себя содержание всех основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического и нравственного воспитания в школе и позволяет последовательно решать эти задачи на протяжении всех лет обучения. Третий час направлен на увеличение двигательной активности учащихся (за счет расширения количества спортивных и подвижных игр) и оздоровительный процесс.

    Пояснительная записка

    9 класс

    Рабочая программа содержит следующие разделы:

    Титульный лист

    Пояснительная записка

    Содержание учебного предмета

    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

    Приложение. Календарно-тематическое планирование.

    Учебная программа разработана на основе:

    Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;

    Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897);

    Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

    Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

    СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);

    Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

    Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N576 "Об внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 ";

    Примерной основной образовательной программы основного общего образования;

    Письма управления образования МО «Барышский район» «Об организации образовательного процесса в учебном году»;

    Устава МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район»;

    Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район».

    . Письма Министерства образования и науки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 о введении третьего часа физической культуры.

    . Комплексной программы физического воспитания, 1 − 11 классы. Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич. − М: «Просвещение», 2012г

    . Рабочей программы «Физическая культура» под редакцией В.И.Ляха 2013 г., соответствующей структуре учебников для 8-9 классов: предметная линия учебников В.И.Ляха.

    . Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"

    Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, гото-вой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, так-же ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически разви-той личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного со-хранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

    Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следую-щих задач:

    содействие гармоничному физическому развитию, за-крепление навыков правильной осанки, развитие устойчиво-сти организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жиз-ни и привычки соблюдения личной гигиены;

    обучение основам базовых видов двигательных действий;

    дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстро-та и точность реагирования на сигналы, согласование движе-ний, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифферен-цирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

    формирование основ знаний о личной гигиене, о влия-нии занятий физическими упражнениями на основные систе-мы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

    выработку представлений о физической культуре лич-ности и приёмах самоконтроля;

    углубление представления об основных видах спорта, со-ревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил тех-ники безопасности во время занятий, оказание первой помо-щи при травмах;

    воспитание привычки к самостоятельным занятиям фи-зическими упражнениями, избранными видами спорта в сво-бодное время;

    выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

    формирование адекватной оценки собственных физиче-ских возможностей;

    воспитание инициативности, самостоятельности, взаимо-помощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

    содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

    «Физическая культура» в 9 классе изучается из рас-чёта 3 ч в неделю: 102 часа в год. Третий час на препо-давание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В прика-зе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активно-сти и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания»

    Рабочая программа рассчитана на 102 ч на один год обучения (по 3 ч в неделю)

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Личностные результаты

    Личностные результаты освоения предмета физической культуры.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах

    учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая

    культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном

    отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью,

    накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической

    культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения

    личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

    Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

    . владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и

    физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым

    нормативам;

    . владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных

    возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения

    средствами физической культуры;

    . владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической

    культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению

    содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными

    особенностями физического развития и физической подготовленности.

    . способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и

    взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и

    соревновательной деятельности;

    . способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и

    спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

    . владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных

    занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе

    уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

    В области трудовой культуры:

    . умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и

    отдыха;

    . умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать

    и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

    . умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную

    одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

    . красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных

    формах движения и пере движений;

    . хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и

    представлений посредством занятий физической культурой;

    . культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

    . владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития

    современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески

    применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

    . владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи

    совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-

    оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

    . владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить

    адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и

    игровой деятельности.

    . владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба,

    бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся

    внешних условиях;

    . владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной

    функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а

    также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

    . умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении

    тестовых упражнений по физической культуре.

    Метапредметные результаты освоения физической культуры.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных

    универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и

    умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на

    базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением

    программного материала других образовательных дисциплин, универсальные

    способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и

    в реальной повседневной жизни учащихся.

    Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

    В области познавательной культуры:

    . понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию

    целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и

    нравственных качеств;

    . понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации

    человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и

    обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

    . понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,

    профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

    В области нравственной культуры:

    . бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,

    проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные

    возможности и нарушения в состоянии здоровья;

    . уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,

    терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной

    деятельности;

    . ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной

    дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за

    результаты собственной деятельности.

    В области трудовой культуры:

    . добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению

    новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения

    заданий;

    . рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места

    занятий и обеспечивать их безопасность;

    . поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной

    деятельности, активное использование занятий физической культурой для

    профилактики психического и физического утомления.

    В области эстетической культуры:

    . восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными

    образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций

    укрепления и сохранения здоровья;

    . понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных

    двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической

    привлекательностью;

    . восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного

    мероприятия, проявление адекватных норм поведения;

    В области коммуникативной культуры:

    . владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,

    проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

    . владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной

    деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

    . владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать

    собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

    В области физической культуры:

    . владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий

    физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

    . владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из

    базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их

    использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и

    физкультурно-оздоровительной деятельности;

    . владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,

    физического развития и физической подготовленности, использование эти

    показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической

    культурой.

    Предметные результаты освоения учебного предмета.

    Знания о физической культуре

    Выпускник научится:

    рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические

    этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в

    современном обществе;

    характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его

    взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической

    подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных

    привычек;

    определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в

    процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками,

    излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и

    физических упражнений, развития физических качеств;

    разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями,

    определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в

    режиме дня и учебной недели;

    руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

    руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и

    ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

    характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в

    становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и

    ритуалов Олимпийских игр;

    характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;

    определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на

    укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и

    основных систем организма.

    Выпускник научится:

    использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные

    соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления

    собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

    составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и

    корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом

    функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

    классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,

    планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

    самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям,

    анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

    тестировать показатели физического развития и основных физических качеств,

    сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в

    процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

    взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной

    деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых

    двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического

    развития и физической подготовленности.

    Выпускник получит возможность научиться:

    вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной

    функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального

    физического развития и физической подготовленности;

    проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

    проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и

    сеансов оздоровительного массажа.

    Физическое совершенствование

    Выпускник научится:

    выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения

    организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной

    деятельности;

    выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на

    развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и

    координации);

    выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

    выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо

    освоенных упражнений;

    выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

    выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать

    их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);

    выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных

    способов;

    выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях

    выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях

    учебной и игровой деятельности;

    выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях

    учебной и игровой деятельности;

    выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития

    основных физических качеств.

    Содержание учебного предмета

    Знания о физической культуре

    История физической культуры. Олимпийские игры древности.

    Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

    История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России

    (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

    Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

    Физическая культура в современном обществе.

    Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике

    безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).

    Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

    Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

    Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

    Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.

    Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

    Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни.

    Профессионально-прикладная физическая подготовка.

    Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила

    планирования.

    Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

    Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств

    личности.

    Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

    Восстановительный массаж.

    Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

    Способы двигательной (физкультурной) деятельности

    Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.

    Подготовка к занятиям физической культурой.

    Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки,

    физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).

    Планирование занятий физической культурой.

    Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

    Организация досуга средствами физической культуры.

    Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и

    самоконтроль.

    Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка

    техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения

    (технических ошибок).

    Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

    Физическое совершенство

    Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

    Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической

    культуры.

    Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.

    Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки).

    Упражнения и комбинации на гимнастической скамейке (девочки).

    Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

    Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.

    Лыжные гонки. Передвижения на лыжах. Подъемы, спуски, повороты, торможения.

    Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам. Волейбол. Игра по правилам.

    Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

    Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы,

    выносливости.

    Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

    Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

    Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

    Нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

    Приложение №3

    Тематическое планирование

    Тема

    Количество часов

    Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Низкий старт.

    Низкий старт до 30 м.

    Бег с ускорением. КДП

    Скоростной бег до 70м. КДП

    Бег 60 м на результат. Развитие скоростных способностей.

    Прыжок в длину с разбега с 11-13 шагов разбега. КДП

    Метание малого мяча 150г. на дальность 4-5 бросковых шагов

    Метание мяча в цель

    Броски и ловля набивного мяча

    Длительный бег. КДП.

    Основы знаний. Инструктаж по технике безопасности на уроках баскетбола. Стойки и передвижения.

    Повороты, остановки

    Ловля и передача мяча

    Ведение мяча

    Бросок мяча одной и двумя руками в прыжке.

    Перехват мяча

    Тактика свободного нападения

    Нападение быстрым прорывом. Учебная игра

    Основы знаний. Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики

    Длинный кувырок вперед с трех шагов разбега(М), кувырки вперед и назад(д). Комбинация из ранее освоенных акробатических элементов

    Стойка на голове и руках силой из упора присев(м); Равновесие на одной, выпад вперед, кувырок вперед(д)

    Комбинация из ранее освоенных акробатических элементов.

    Висы и упоры

    Опорный прыжок

    Совершенствование гимнастических и строевых упражнений.

    Основы знаний. Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки

    Основные строевые приемы на лыжах.

    Одновременный бесшажный ход

    Одновременный одношажный ход

    Одновременный двухшажный ход

    Попеременный двухшажный ход.

    Попеременный четырёхшажный ход.

    Переход с попеременных ходов на одновременные

    Коньковый ход

    Преодоление контр уклона

    Подъёмы и спуски изученными способами

    Торможение и поворот "плугом"

    Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий. Игры на лыжах

    Передвижение на лыжах 3 км,5 км на результат

    Основы знаний. Инструктаж по технике безопасности на уроках волейбола

    Стойки, передвижения, повороты и остановки.

    Приём и передача мяча у сетки и в прыжке через сетку

    Передача мяча сверху стоя спиной к цели

    Нижняя прямая подача мяча через сетку в заданную часть площадки.

    Прямой нападающий удар при встречных передачах.

    Комбинация из освоенных элементов. Учебная игра

    Инструктаж по технике безопасности на уроках лёгкой атлетики

    Низкий старт до 30 м.

    Бег с ускорением. КДП

    Скоростной бег до 70 м. КДП

    Развитие скоростных способностей. Бег 60м.на результат.

    Прыжок в длину с разбега КДП

    Метание малого мяча на дальность

    Метание мяча в цель.

    Метание малого мяча с разбега на результат

    Длительный бег. КДП.

    Развитие выносливости. Бег 2000м на результат.

    Подготовка к выполнению норм комплекса «ГТО». Подведение итогов.

    Итого

    102ч

    Друзья, сегодня я поделюсь с Вами своими мыслями и советами по вопросу составления рабочей программы по физической культуре . Повод для этого есть. Дело в том, что Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направлено письмо-информация по вопросам составления рабочих программ учебных предметов от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» . В «Вестнике образования» №23, от декабря 2015 года, опубликовано это письмо за подписью директора Департамента А.В.Зыряновой. Сначала коротко раскрою содержание этого письма, а затем предложу Вам свой образец рабочей программы. От незнания конкретных требований некоторые учителя допускают существенные ошибки при составлении ее.

    Итак, познакомимся с основными элементами рабочей программы по физической культуре, которые должны быть у нас на сегодняшний день (согласно письма Минобрнауки России и в соответствии с ФГОС):

    1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

    2) Общая характеристика учебного предмета;

    3) Описание места учебного предмета в учебном плане;

    4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

    6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

    7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

    8) Планируемые результаты изучения учебного предмета.

    Но в целях снижения бумажной рутины, которыми страдаем мы, педагогические работники, Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам. Вот что сейчас должно входить в содержание рабочих программ:

    1) Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

    3) Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

    Что это означает для нас? Вполне возможно с нового учебного года будут исключены из рабочей программы пункты 1, 2, 3, 4 и 7. То есть:

    — пояснительная записка…;

    — общая характеристика учебного предмета;

    — описание места учебного предмета в учебном плане;

    — личностные, метапредметные и предметные результаты…;

    — описание учебно-методического и материально-технического обеспечения…

    Это будет здорово! Но вернемся в сегодняшний день и посмотрим примерный образец составления рабочей программы по физической культуре для классов, в которых введен федеральный государственный стандарт (на сегодняшний день – это 1-6 классы). В 7-11 классах рабочие программы несколько отличаются от «ФГОСовских».

    Сразу оговорюсь, что в соответствии с Основной образовательной программой Вашей школы , которая утверждается приказом директора образовательного учреждения, за каким-то номером и от какого-то числа, в каждом учебном заведении существует своя форма составления Рабочей программы по предметам. То есть, нет единого установленного образца для всех образовательных учреждений страны, но есть единые основные элементы, о которых сказано выше.

    Итак, предлагаю структуру составления Рабочей программы по физической культуре :


    Титульный лист

    В него входит:

    — название образовательного учреждения,

    — кем утверждено, согласовано и рассмотрено,

    — название документа и уровень,

    — количество часов в неделю и за год

    — год составления программы.

    (Обратите внимание, что документ рассматривается на ШМО учителей физической культуры, согласовывается с зам. директором по УВР и утверждается директором учреждения).

    1. Пояснительная записка

    1.1. Статус документа.

    Рабочая программа соответствует нормативным документам:

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    2. Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 г. №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507) (Это для 1-4 классов). Для 5-6 классов пишем так: Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897
    3. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253, с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2014 г. №576
    4. Письмо Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района от 24.08.2015 №4433 «Об организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся» (реквизиты этого письма будут меняться каждый учебный год, поэтому в следующем учебном году и далее дата и номер будут другие)
    5. Положение о рабочей программе педагога основной школы МБОУ _____________ средней общеобразовательной школы в соответствии с ФГОС второго поколения
    6. Учебный план МБОУ _____________ средней общеобразовательной школы на 2015—2016 учебный год.

    Рабочая программа по физической культуре 6 класса составлена на основе авторской программы М.Я.Виленского и в соответствии с Основной образовательной программой МБОУ ______________ средней общеобразовательной школы (основная школа), утвержденной приказом №155 от 01.09.2014 г. Реализуется через УМК: «Физическая культура 5-7 классы», учебник для образовательных учреждений, М.Я.Виленский, Москва, «Просвещение», 2013 г.

    Данный УМК выбран в связи с тем, что (далее пишем краткое обоснование выбора этого УМК) полностью соответствует образовательной программе и учебному плану школы...

    1.2. Место предмета в базисном учебном плане.

    Физическая культура в основной школе изучается с 5 по 9 класс по 3 часа в неделю в течение каждого года обучения.

    В 2015—2016 учебном году в соответствии с учебным планом школы на изучение физической культуры в 6 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

    1.3.Цели и задачи изучения курса (кратко, по существу, без сочинений)

    (Пример) Курс «Физическая культура» в 6 классе изучается из расчёта 3 ч в неделю: 102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. М 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

    Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

    Основные задачи:

    1. Оздоровительная задача.
    2. Образовательная задача
    3. Воспитательная задача

    1.4.Результаты освоения содержания курса

    Результаты освоения содержания курса представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов в полном объеме в Основной образовательной программе МБОУ _______________ СОШ (основная школа) (начальная школа пишет: начальная школа).

    II. Основное содержание тем учебного курса

    Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (6 класс)

    Далее раскрывается основное содержание тем учебного курса: знания о физической культуре, гимнастика с элементами акробатики (18 часов), легкая атлетика (21 час), лыжная подготовка (18 часов), спортивная игра в волейбол (18 часов) и баскетбол (27 часов).

    III. Планируемые результаты изучения курса

    Ученик научится.

    Ученик получит возможность научиться.

    I V. Календарно-тематическое планирование

    В календарно-тематическое планирование входит: № урока, Тема урока, Плановые сроки (расписание уроков в образовательном учреждении составляется в августе, перед началом учебного года, поэтому открыв календарь на учебный год, выписываются даты в эту колонку до утверждения рабочей программы), Фактические сроки (после проведения урока учитель записывает фактическую дату), Виды работ и Характеристика основных видов деятельности (краткое описание урока). Каждые последующий раздел составляется также. Главное – как только начинается новый раздел физической культуры, обязательно в Теме прописывается о проведении инструктажа по охране труда на уроках по этому виду деятельности. И на самом уроке, в этот день, проводится инструктаж с учащимися класса.

    И завершается КТП подведением итогов: Всего часов за год, По плану и Дано.

    V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

    5.1. Учебно-методический комплект

    1. Учебник …….

    2. Дополнительная литература для учителя (если есть)

    3. Дополнительная литература для учащихся (если есть)

    4. Интернет ресурсы (если есть)

    5. Электронные образовательные ресурсы

    6. Компьютерные программы (например, тренажеры и др.)

    «Физическая культура 5-7 классы», учебник для образовательных учреждений, М.Я.Виленский, Москва, «Просвещение», 2013 г.

    5.2. Средства обучения

    Перечислить все, что будет использоваться на уроке в течение года:

    1.Ноутбук

    2.Телевизор

    3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

    И в заключении, в виде Приложения, представить Таблицу требований к уровню физической подготовленности при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО».

    Все появившиеся вопросы и нюансы готов обсудить с Вами в комментариях или на форуме.

    Муниципальное образование Ейский район

    Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №1 имени Семёна Соболя города Ейска муниципального образования Ейский район.

    УТВЕРЖДЕНО

    Решением педсовета от _29.08.2014 года протокол № 1

    Председатель педсовета

    Волкова Т.Е.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    По физической культуре

    Уровень обучения (класс) — среднее общее образование, 11 класс

    Количество часов 102

    Уровень базовый

    Учитель Еременко Марина Григорьевна

    Программа разработана на основе:

    Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. Сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич изд., М., Просвещение 2009 г., 6-е издание

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа по физической культуре для 11 класса составлена Еременко Мариной Григорьевной, учителем физической культуры муниципальной бюджетной общеобразовательной организации средней общеобразовательной школы №1 имени Семёна Соболя города Ейска муниципальное образование Ейский район. Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, и авторской программы общеобразовательных учреждений. Учебным планом школы определенно 3 часа в неделю изучения предмета «Физическая культура», что составляет в год 102 учебных часа.

    «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов» В.И. Ляха, В.И. Зданевича, 6-е издание, М. «Просвещение» 2009.

    Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура». Изучение физической культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих

    целей:

    Развитие физических качеств и способностей, укрепление индивидуального здоровья, совершенствование функциональных возможностей организма;

    Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной

    деятельностью;

    Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными

    физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

    Освоение системы знаний о физической культуре и спорте, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

    Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных

    формах занятий физическими упражнениями.

    Задачи физического воспитания учащихся 11 класса направлены на:

    содействие гармоничному развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояниям стрессам;

    формирование личностных и общественных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;

    расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

    дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;

    формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;

    закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

    формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;

    дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам саморегуляции.

    Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высота уровня физической и умственной работоспособности, состояние здоровья, самостоятельных занятий.

    Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможно успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

    Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета региональных особенностей работы школ Краснодарского края:

    Примечание:

    1. Часы из раздела «Лыжная подготовка» в количестве 18 часов переданы на изучение раздела «Спортивные игры».

    2. Из раздела «Гимнастика с элементами акробатики» (18часов) передано 6 часов в раздел «Легкая атлетика» в связи с организацией обучения с учетом природно-климатических условий Краснодарского края.

    3. Часы из раздела «Элементы единоборств» в количестве 9 часов переданы в раздел «Легкая атлетика» в связи с отсутствием условий для обучения.

    4. Часы из вариативной части 2.2 в количестве двух переданы в раздел «Легкая атлетика».

    5. Часы из вариативной части 2.1. и 2.2 (15 часов) в количестве 13 переданы в раздел «Кроссовая подготовка».

    Часы вариативной части (18 часов) распределены следующий образом: 3 часа - на углубление изучения легкой атлетики; 12 часов — на углубление раздела « Спортивные игры»; 3 часа - на углубление кроссовой подготовки.

    Легкая атлетика изучается два раза в год, в зависимости от сезона. Осень(1четверть)- 20 часов, весна (4 четверть)- 18 часов. Спортивные игры распределение 30 часов, 19 часов распределено на баскетбол (2 четверть), 20 часов на волейбол (3 четверть). Кроссовая подготовка изучается два раза в год, в зависимости от сезона. Осень(1четверть)- 7 часов, весна (4 четверть)- 6 часов.

    Таблица тематического распределения часов

    Вид программного материала

    Количество часов

    Рабочая программа

    11 кл.

    Базовая часть

    Основы знаний о физической культуре

    В процессе урока

    Спортивные игры

    Баскетбол

    Волейбол

    Гимнастика с элементами акробатики

    Лёгкая атлетика

    Лыжная подготовка

    Элементы единоборств

    Плавание

    Вариативная часть

    Связана с региональными и национальными особенностями

    По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта

    Кроссовая подготовка

    ИТОГО:

    Распределение учебного времени по четвертям 3 часа в неделю, 102 часа в год, 11 класс.

    п/п

    Вид программного материала

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    Итого

    Легкая атлетика

    Баскетбол

    Волейбол

    Гимнастика

    Кроссовая подготовка

    ИТОГО: 102

    ОСНОВЫ ЗНАНИЙ :

    Социокультурные основы : Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности, укрепление

    здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и формы организации. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений, их цели и задачи.

    Психолого-педагогические основы: Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий. Основы организации и проведения спортивно-массовых мероприятий по видам спорта.

    Медико-биологические основы: Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека. Основы организации двигательного режима. Основы техники безопасности и профилактики травматизма. Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры.

    Закрепление навыков закаливания : воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры.

    Закрепление приемов самоконтроля : повторение приемов самоконтроля.

    РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ:

    Скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость, ловкость, силовые.

    1.1 СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ — 39 часов

    БАСКЕТБОЛ(2 четверть - 19 часов): Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек. Варианты ловли и передачи мяча без сопротивления и сопротивлением защитника (в различных построениях). Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты бросков мяча без сопротивления без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по правилам.

    ВОЛЕЙБОЛ(3 четверть - 20 часов): Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек. Варианты техники приёма и передач мяча. Варианты подач мяча, нападающего удара через сетку. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоём), страховка. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по правилам.

    Программный материал по спортивным играм

    Разделы, темы

    Количество

    Спортивные игры

    Баскетбол

    Освоение техники ведения мяча

    Совершенствование техники ловли и передачи мяча

    Совершенствование техники бросков

    Совершенствование тактики игры

    Волейбол

    Совершенствование техники приема и передачи мяча

    Совершенствование техники подач мяча

    Совершенствование техники нападающего удара

    1.2 ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ — 12 часов

    СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении.

    ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК : Вскок в упор присев, соскок, прогнувшись, опорный прыжок ноги врозь и согнув ноги. Прыжок боком с поворотом на 90*. Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину).

    АКРОБАТИКА : Юноши: Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90см, стойка на руках, кувырок назад через стойку на руках с помощью, переворот в сторону, прыжки в глубину Комбинации из ранее освоенных элементов. Девушки: Сед углом, стоя на коленях наклон назад, стойка на лопатках, мост из положения, стоя с помощью и самостоятельно, переворот в сторону, прыжки в глубину. Комбинации из ранее освоенных элементов.

    ЛАЗАНЬЕ ПО КАНАТУ : в 2 и 3 приёма, без помощи ног (юноши).

    Программный материал по гимнастике с элементами акробатики

    Разделы, темы

    Количество

    Гимнастика

    Акробатика

    Опорные прыжки

    Лазанье по канату

    Атлетическая гимнастика

    1.3 ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА — 38 часов

    СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ : Бег с низкого и высокого старта, старт в эстафетном беге, передача эстафетной палочки, челночный бег 5x20м, финиш бега на различные дистанции, бег 30м, 60м, 100м, 400м.

    ПРЫЖКИ В ДЛИНУ И ВЫСОТУ : Прыжки в длину с места и с разбега (7-9 и 9-11 шагов разбега). Прыжок в высоту способом «Перешагивание». Подбор индивидуального разбега.

    МЕТАНИЯ ГРАНАТЫ : Метание гранаты с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор Юм и на заданное расстояние.

    ДЛИТЕЛЬНЫЙ БЕГ : Бег с переменной скоростью, преодоление небольших вертикальных и горизонтальных препятствий, чередование ходьбы и бега, бег по повороту, преодоление полосы препятствий, бег в равномерном темпе 20-25 минут.

    Разделы, темы

    Количество

    Легкая атлетика

    Бег на короткие дистанции

    Прыжки в длину и высоту

    Метание гранаты

    КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА 13 часов Ходьба и бег по слабопересечённой местности. Преодоление полосы препятствий. Эстафеты на отрезках до 100м. Бег по пересеченной местности с изменением направления. Элементы тактики соревнований по кроссу: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование. Кросс от 2 до 5 км.

    Формы контроля.

    текущий контроль (каждый урок);

    Стартовый контроль (1 раз в год); оцениваются все учащиеся;

    Контрольное тестирование (см. Приложение №1)

    Приложение №1

    Нормативы физической подготовленности учащихся

    п/п

    Контрольные нормативы

    Бег 30 м,с.

    Бег 100м., с.

    Челночный бег 3x10м, с.

    Челночный бег 4x10м, с.

    Челночный бег 3x20м, с.

    Бег 1000м, мин. с.

    Бег 2000м, мин.с

    Прыжок в длину с места, см.

    Прыжок в длину с разбега, см.

    Прыжок в высоту, см

    Прыжки ч/з скакалку, кол. раз

    Метание гранаты

    Отжимания, кол-во раз.

    Пресс за 30 сек., кол-во раз.

    Приседания за 1 мин.,кол. раз

    Подтягивание на высокой перекладине

    Подтягивание на низкой перекладине

    Требования к уровню подготовки учащихся по предмету

    УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ (девушкам и юношам)

    Знать:

    Знать цели, задачи физической культуры, владеть знаниями в области физической культуры, необходимыми для проведения самостоятельных занятий;

    Владеть жизненно важными прикладными и спортивными навыками, включая легкую атлетику, гимнастику, спортивные игры, кроссовую подготовку;

    Владеть приемами оказания доврачебной помощи пострадавшему

    Проводить приёмы самостраховки и страховки во время занятий физическими упражнениями;

    Обладать необходимым уровнем развития основных двигательных качеств;

    Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования;

    Правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

    Уметь:

    Уметь организовывать и проводить занятия, соревнования и подвижные игры с младшими школьниками;

    Проводить судейство по одному из видов спорта;

    Юношам владеть военно-прикладными навыками;

    Выполнять контрольные упражнения;

    Заботиться о своем физическом совершенствовании, вести здоровый образ жизни;

    Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах несчастных случаях;

    Сдать контрольные нормативы по физической культуре.

    Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. Сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич изд., М., Просвещение 2009 г., 6-е издание А.А. Зданевич, Москва «Просвещение» 2009год.

    Настольная книга учителя физической культуры, под редакцией Л.Б.Кофмана, г.Москва, 1998 г.

    Твой олимпиский учебник. М., «Физкультура и спорт», 2003.

    Физическая культура. Учебник для 10 — 11 классов под редакцией В.И.Ляха. - М.: Просвещение 2011г. 6-е издание.

    Э.Найминева «Физкультура» Методика преподавания. Спортивные игры. Ростов — на Дону «Феликс»,2001.

    Средства обучения

    Мячи волейбольные, баскетбольные; скакалки; обручи; кегли; фишки; стойки; планки; гимнастические маты; секундомер; перекладина; барьеры; брусья; гранаты(500 грамм, 700 грамм); набивные мячи (4; 5 кг.); рулетка, канат.

    СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

    Поделиться: