Корабли проходящие Панамский канал сопровождают «мулы. Панамский канал - связь двух океанов и подвиг человечества Панамский канал страны

Этот водный путь делит государство Панаму на 2 части. Он имеет огромное значение для морского судоходства, так как на тысячи километров сокращает морской путь из одного океана в другой.

Длина этого рукотворного творения составляет 81,6 км. Через Панамский перешеек расстояние равно 65,2 км. Но чтобы морские суда с высокой осадкой беспрепятственно попадали в канал, пришлось также углубить Панамскую и Лимонскую бухты. На них приходится 16,4 км.

Сооружение это шлюзовое. Соорудили шлюзы для того, чтобы уменьшить количество земляных работ. Располагаются они по краям водного пути и поднимают суда на высоту 26 метров над уровнем моря. Их ширина равна 33,5 метров.

В год панамскую водную артерию пересекают около 15 тыс. судов. Всего же с 1914 года их насчитывается более 815 тыс. К примеру, в 2008 году насчитывалось 14705 кораблей. Они перевезли груз на 309 млн. тонн. Пропускная способность составляет 49 морских транспортных средств в сутки. Водный путь из Атлантики в Великий океан по силам одолеть судну с любыми габаритами. В настоящее время в мировом судостроении существуют стандарты. Они не предусматривают строительство морских кораблей, которые по своим габаритам не смогут преодолеть водную часть Панамского перешейка.

Строительство грандиозного сооружения началось в 1904 году и закончилось в 1914 году. Было потрачено 375 млн. долларов. По нынешнему курсу это составляет 8 млрд. 600 млн. долларов. Проект считается одним из самых крупных за всю историю цивилизации. Официальное открытие водного пути состоялось 15 августа 1914 года. Первое судно, попавшее из Атлантики в Тихий океан всего за несколько часов, носило название "Анкона". Его водоизмещение составляло 9,5 тыс. тонн.

Благодаря Панамскому каналу, значительно сократился морской путь из одного океана в другой

История Панамского канала

О коротком пути из одного океана в другой европейцы начали мечтать ещё в первой половине XVI века. Но лишь в конце XVIII века появились первый планы великого строительства. Ситуация начала конкретизироваться после 1849 года, когда в Калифорнии нашли огромные запасы золота. Укороченный путь из океана в океан стал жизненной необходимостью.

Поэтому с 1850 по 1855 годы была построена железная дорога, пересекающая Панамский перешеек. Но проблему огромных грузоперевозок она, естественно, не решила. Именно водный путь рассматривался как идеальное решение.

В 1877 году французские инженеры обследовали предполагаемый маршрут и опубликовали свой проект. Авторитет французов был чрезвычайно высоким после строительства Суэцкого канала , соединившего Средиземноморье с Индийским океаном . А у американцев существовал свой проект, подразумевавший строительство Никарагуанского канала через реку Сан-Хуан и озеро Никарагуа.

Первое строительство канала

Однако французы оказались более энергичными и целеустремлёнными. В 1879 году они организовали межокеанскую компанию, которую возглавил Фердинанд Лессепс . Именно он 10 лет назад руководил строительством Суэцкого канала и справился с этой задачей блестяще. У правительства Колумбии была выкуплена концессия на строительные работы, и Лессепс начал заниматься организационными вопросами по уже накатанной схеме.

В счёт будущих дивидендов были выпущены акции под гарантию Франции и Колумбии. Прибыль обещала быть большой, поэтому люди с охотой покупали ценные бумаги. Многие вкладывали в них все свои сбережения, рассчитывая на солидные барыши в ближайшем будущем.

Однако полученные таким образом сотни миллионов франков Лессепс превратил в пыль. Работы начались 1 января 1881 года по проекту, не предусматривающему строительство шлюзов. В проекте не были учтены многие геологические и гидрологические особенности региона. Строители постоянно упирались в горы и возвышенности, которые нужно было равнять и углублять до уровня мирового океана. Но это представляло сложнейшую проблему, так как мешали оползни.

Имеющееся оборудование быстро ржавело в тропическом климате и выходило из строя. Но больше всего доставалось самим рабочим. Живущие в панамских джунглях москиты являлись разносчиками жёлтой лихорадки и малярии. Это привело к заболеваниям и летальным исходам. В общей сложности погибло 22 тыс. человек, что в то время было соизмеримо с потерями во время войны.

В 1889 году компания объявила себя банкротом, и все работы по строительству Панамского канала были прекращены. Разразился страшный скандал. Около 1 млн. человек, вложивших деньги в проект, оказались обманутыми. Началось следствие, а затем судебные процессы. Лессепс, как главный виновник, получил 5 лет тюрьмы. Но вскоре беднягу перевели в психиатрическую больницу, так как он начал заговариваться и вести себя неадекватно. Видимо несмываемый позор угнетающе сказался на его психике.

В 1894 году по инициативе французского правительства была создана другая компания, которая взяла на себя осуществление проекта. Но всё закончилось тем, что руководство компании начало искать покупателей на имеющиеся активы. В них входили сохранившиеся раскопки и оборудование.

Панамский канал на карте

Второе строительство канала

В 1903 году Панама объявила себя независимой от Колумбии. В этом её полностью поддержали США. В том же году США получили в вечное пользование земли в зоне недостроенного канала. В 1904 году американцы выкупили у французов оборудование и раскопки. В мае того же года президент США Теодор Рузвельт назначил руководителем строительства американского инженера и администратора Джона Финдли Уоллеса . Но тот через год подал в отставку, заявив, что не справится со строительством.

Его место занял Джон Фрэнк Стивенс , который в своё время построил Великую Северную железную дорогу. Именно он и выдвинул идею шлюзов, что было гораздо дешевле по-сравнению с вгрызанием в земную твердь до уровня мирового океана. Он также предложил создать искусственное озеро, перегородив плотиной реку Чагрес. Длина озера получалась 33 км, что почти вдвое уменьшало объём работ.

Для обеспечения безопасности рабочих Стивенс организовал работы по осушке болот, вырубке джунглей и сожжению травы. Землю полили машинным маслом, и москиты, несущие смерть, исчезли. Тут же было построено удобное жильё, столовые, создана система водоснабжения для тысяч людей, готовых работать на строительстве канала.

На строительство поехали люди со всей Европы и Америки. Платили им хорошо, хотя работа была тяжёлой. Однако все издержки скрашивал налаженный быт и высокая зарплата.

В 1907 году Стивенса заменили Джорджем Вашингтоном Гоеталсом . Он был протеже президента и возглавил уже прекрасно отлаженные и организованные строительные работы. Завершились они в 1914 году и продлились в общей сложности 10 лет.

Шлюз на Панамском канале

Панамский канал сегодня

В настоящее время канал принадлежит Панаме. Средняя плата, взимаемая с судна, переходящего из одного океана в другой, составляет порядка 13 тыс. долларов США. Расчёты производятся в зависимости от тоннажа грузовых судов и от количества коек пассажирских лайнеров. Максимальная стоимость прохода на сегодняшний день составляет 376 тыс. долларов. Столько заплатило норвежское круизное судно в 2010 году.

А вот капитан нефтяного танкера за приоритетный проход, чтобы не ждать 90 других кораблей, выложил в 2006 году 220 тыс. долларов. Обычно же хозяева крупных грузовых судов платят не более 54 тыс. долларов. Зато хорошо владельцам маленьких яхт. Они укладываются в 1,5 - 3 тыс. долларов в зависимости от длины судна.

Панамский канал играет огромную роль в морских перевозках. Хотя он и был построен 100 лет назад, но отвечает всем современным требованиям. Причём грузоперевозки с каждым годом увеличиваются, но водный путь из Атлантики в Тихий океан постоянно модифицируют и улучшают. Однако это не может продолжаться вечно. Поэтому на перспективу планируется строительство Никарагуанского канала , что создаст дополнительные удобства для грузовых и пассажирских судов.

Панамский канал - это искусственно созданная артерия, роль которой очень сложно переоценить для современной транспортной системы мира. Когда и при каких обстоятельствах он был построен? Каковы его основные параметры? Ответы на все эти вопросы содержатся в нашей статье.

Панамский канал: общая характеристика

Канал соединяет два океана - Тихий с Атлантическим. Если говорить точнее: Панамский залив с Карибским морем. Он расположен в пределах современного государства Панама, примерно на 9 о северной широты и 79 о западной долготы. Таковы его географические координаты. Панамский канал вошел в историю как один из крупнейших инженерных проектов во всей истории человечества и существенно повлиял на развитие мирового судоходства в целом.

Прежде всего, канал сократил расстояние по морю между двумя крупнейшими центрами США: Нью-Йорком и Сан-Франциско (почти в три раза!). За все время своего существования он пропустил свыше 800 тысяч разных судов. Панамский канал работает уже почти столетие.

Основные параметры канала

Строительство Панамского канала продолжалось более тридцати лет. И это неудивительно, ведь для реализации столь масштабного проекта необходимо было преодолеть, пробурить около 70 километров по суше Панамского перешейка.

Общая длина Панамского канала составляет 81,6 километра. Из них около 65 километров проложено именно по суше. Общая ширина канала - около 150 метров. А вот искусственные шлюзы для прохождения кораблей и суден имеют ширину в 33 метра. Глубина канала, разделившего две Америки, всего 12 метров.

Прохождение судов

Услугами канала пользуются самые разные суда: это и маленькие яхты, и крупные нефтяные танкеры. Любопытно, что самый крупный корабль, который способен пройти через шлюзы Панамского канала, вскоре стал своеобразным "мерилом", эталоном в судостроении. Он и название получил специфическое: "Panamax".

Прохождение судов через канал контролирует специальная служба. В среднем один корабль преодолевает его за девять часов. За сутки Панамский канал способен пропустить до 50 суден. Ежегодно здесь провозится около 200 миллионов тонн различных грузов. Теперь легко можно представить себе, насколько значимым и важным стало открытие Панамского канала 100 лет тому назад.

Сколько же нужно заплатить, чтобы воспользоваться этим водным транспортным коридором? Ставка зависит от длины (если речь идет о малых кораблях или яхтах), или же от загруженности (вместимости) судна. Она исчисляется в стандартных единицах измерения - так называемых TEU (это один контейнер весом в 20 футов). Сумма ставки за один TEU составляет на сегодняшний день 49 долларов США.

Конфигурация и основные технические особенности

Направление Панамского канала: с юго-востока - на северо-запад. Его общая структура представлена двумя искусственными водоёмами и двумя группами шлюзов. Также, во время прокладки канала, осуществлялось углубление русел местных рек. Все шлюзы здесь двусторонние, что позволяет осуществлять безопасное встречное движение суден.

Длина Панамского канала, которая приходится на бухты (Панамская и Лимонская), составляет всего 16 километров. Крупные суда проводят по нему с помощью мощных локомотивов на электротяге (ранее эту роль выполняли обычные мулы).

Берега Панамского канала соединены тремя мостами, а вдоль него проходит железнодорожная ветка и автомагистраль.

Как и когда появился канал?

Почти четверть века понадобилось на то, чтобы реализовать этот грандиозный проект. Идеи связать водным переходом два океана начали появляться давно, задолго до начала его строительства. Однако технические возможности для этого появились лишь в конце XIX века.

Первая попытка создать канал на Панамском перешейке принадлежит французам и датируется 1879 годом. Но она оказалась неудачной и завершилась полным фиаско для Франции и многочисленными скандалами. Почти 800 тысяч акционеров были разорены, а 20 тысяч строителей умерли от малярии. Руководители проекта были уличены в мошенничестве и коррупции. Кстати, тюремный срок получил один из авторов этого проекта - знаменитый Эйфель.

Следующая попытка реализовать Панамский проект принадлежит американцам. И они, в отличие от французов, смогли довести дело до конца. Началом строительства канала можно считать 1902 год.

Канал и панамские "сепаратисты"

Стоит отметить, что со строительством канала удивительным образом совпало и возникновение такого государства, как Панама. Ранее этим перешейком владела Колумбия, и именно с президентом этой страны США заключили договор об аренде большого участка земли для строительных работ. Но не тут-то было! Парламент Колумбии отказался ратифицировать данное соглашение. И после этого начали происходить весьма интересные события.

Как раз в штате Панама, где должно было проходить строительство канала, неожиданно возникла группировка местных сепаратистов - борцов за свободу региона. Колумбия сразу же попыталась придушить эти движения, однако панамских "бунтарей" моментально поддержали ВМС США. Правительство Колумбии вынуждено было отступить: в ноябре 1903 года Панама провозгласила себя независимой республикой. А вскоре после этого новоиспеченное руководство государства подписало с США договор о передаче земель в аренду и бессрочном пользовании каналом. В обмен на это сверхдержава пообещала защитить суверенитет молодой Панамы.

Как строился канал?

Справедливости ради, стоит отметить, что американцы подошли к этому делу гораздо серьезнее, нежели французы. Так, главным врагом прокладки канала была малярия. Американцы очень быстро решили эту проблему: осушили болота, создали систему рвов для отвода воды и обработали территорию химикатами от комаров.

Стоит привести несколько сухих, но впечатляющих цифр для статистики. Работы по прокладке Панамского канала длились 10 лет. В них приняли участие свыше 70 тысяч человек. Общая стоимость проекта составила 400 миллионов долларов.

Открытие Панамского канала происходило торжественно и крайне помпезно. Вудро Вильсон (президент США), находясь в Белом Доме, нажал на кнопку и взорвал последнюю перемычку будущего канала. И воды двух океанов соединились! Кстати, для реализации этого величественного акта от Вашингтона до Панамы специально проложили кабель длиной в 4000 километров.

Считается, что год открытия Панамского канала - 1914. 15 августа этого года через него прошел первый корабль - "Кристобель". Однако той же осенью на канале случился крупный оползень, который на некоторое время прекратил навигацию. Возобновилось движение по Панамскому переходу спустя год - в 1915, когда состоялось еще одно торжественное его открытие.

Мост двух Америк

Следует отметить, что новый грандиозный канал не только соединил два океана, но и разъединил два материка. Эту проблему сразу же ощутили на себе жители двух городов - Колон и Панама, которые оказались отрезанными от остальной части своей республики.

Строительство так называемого моста двух Америк было начато в 1959 году, а завершилось - в 1962. Он стал первым сплошным автомобильным мостом, соединившим два континента. До этого связь между двумя берегами канала обеспечивали разводные мосты.

Современное состояние и перспективы

Несмотря на то что канал был построен ровно 100 лет назад, он и сегодня пользуется огромнейшим спросом. Разумеется, что размеры и тоннаж современных кораблей заметно возросли. Поэтому современный Панамский канал сталкивается сегодня с рядом потенциальных и серьезных проблем.

В 2006 году в Панаме был проведен специальный референдум касательно будущего канала. И 79% жителей страны высказались "за" его расширение и модернизацию. Активные работы начались уже в 2007 году. Планируется, что в самое ближайшее время ширина пропускных шлюзов увеличится с 34 до 55 метров, а глубина - до 15,2 метра. Таким образом, Панамский канал сможет пропускать современные крупнотоннажные танкеры с нефтью.

Общий грузооборот должен вырасти до 600 миллионов PEU. Согласно планам, новый Панамский канал после реконструкции сможет пропускать в год 18,8 тысяч суден. Общая стоимость проекта по модернизации канала составляет огромную сумму: 5,25 миллиардов долларов США.

Альтернатива Панамскому каналу

Очевидно, что объемы мирового судоходства растут. И если в первой половине ХХ века Панамский канал отлично справлялся со своими обязанностями, то сегодня он все чаще сталкивается с новыми проблемами. Так, в последние годы участились морские пробки из суден, которые формируются по обе стороны канала. Иногда длина одного такого затора достигает нескольких десятков крупных суден.

Исходя из этого, многие задумываются о том, что необходимо построить второй Панамский канал. Никарагуа, в этом плане, рассматривается как самый подходящий вариант.

Проектируемый канал в Никарагуа - это отличная альтернатива панамскому каналу, так считают многие эксперты. Да и природные условия способствуют его прокладке. Кстати, первые идеи прорубить проход именно в этой стране возникали еще в XVII столетии.

Никарагуанский канал

Руководители трех государств (России, Китая и Никарагуа) уже договорились о совместном участии в этом проекте. Новый канал сможет не только решить транспортную проблему, но и лишит США экономической монополии в этом регионе.

45 миллиардов долларов - такова ориентировочная стоимость проекта. Основной финансовый груз пообещал взять на себя Китай. Российская Федерация в свою очередь обязуется обеспечить военную поддержку проекта. Так, российским военным кораблям разрешено находится в территориальных водах Никарагуа до середины 2015 года.

Планируется, что ширина Никарагуанского канала будет от 230 до 530 метров, а глубина - до 30 метров. Общая длина канала составит 278 километров, из которых 105 км должно пройти по водам озера Никарагуа.

Заключение

Панамский канал - это величественное сооружение, один из величайших инженерных проектов в истории человечества. На его строительство ушло 10 долгих лет и миллионы долларов. Несмотря на свой солидный возраст, Панамский канал продолжает пользоваться большим спросом. Однако новые времена требуют новых мощностей, вследствие чего канал сталкивается с массой новых проблем. Чтобы решить эту проблему, было принято решение качественно модернизировать сооружение. Кроме того, рассматриваются и альтернативные варианты, в частности, прокладка нового канала в Никарагуа.


Каждый из нас знает о , который соединяет Тихий и Атлантический океаны, что позволяет транспортным компаниям экономить огромное количество времени и денежных средств. Но даже самый простой канал – это не просто выкопанный ров между водоемами, а сложная техническая система шлюзов. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Структура Панамского канала

Панамский канал – это совокупность шлюзов, рукотворное судоходное русло, созданное в самом узком месте Панамского перешейка в Центральной Америке. С момента своего открытия в 1920 году Панамский канал до сих пор остается одним из сложнейших инженерных объектов в мире.

Через этот S-образный перешеек может пройти судно любого типа и размера: от скромной яхты до крупного наливного танкера. В настоящее время пропускной размер канала стал стандартом строения судов. В итоге, благодаря шлюзам Панамского канала в сутки по нему проходят до 48 судов, и миллионы людей в мире пользуются этим комфортом.

Так зачем нужны шлюзы в Панамском канале? Вопрос географический, и ответ на него очевиден: поскольку канал состоит из нескольких озер, углубленных рек и рукотворных каналов, и при этом соединяет два огромных океана, то необходимо постоянно выравнивать перепад воды на протяжении всего пути и регулировать течения. А разница уровня воды между каналом и Мировым океаном велика – 25,9 м. В зависимости от размера и тоннажа судна уровень воды в шлюзе повышается или понижается, тем самым создаются необходимые условия для беспрепятственного следования судна по каналу.

Особенности шлюзов Панамского канала

В русле канала функционируют две группы шлюзов. Каждый шлюз – двухниточный, т.е. может одновременно переправлять суда по встречному движению. Хотя практика показывает, что обычно идет пропуск судов в одном направлении. Каждая шлюзовая камера вмещает максимально 101 тыс. куб. м. воды. Размеры камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина – 12,55 м. Крупные суда через шлюзы тянут специальные электрические локомотивы («мулы»). Итак, основные шлюзы Панамского канала – это:

  1. По направлению от Атлантического океана установлен трехкамерный шлюз «Gatun» (Гатун) , соединяющий одноименное с Лимонской бухтой. Здесь шлюзы поднимают суда на 26 м до уровня озера. На шлюзе установлена камера, изображение с которой вы можете смотреть в реальном времени в интернете.
  2. Со стороны Тихого океана работает двухкамерный шлюз «Miraflores» (Мирафлорес) Он соединяет русло основного канала с Панамской бухтой. В его первом шлюзе также установлена видеокамера.
  3. Однокамерный шлюз «Pedro Miguel» (Педро Мигель) функционирует совместно с системой шлюза Мирафлорес.
  4. С 2007 года ведутся работы по расширению канала и установке дополнительных шлюзов для увеличения пропускной способности Панамского канала (третья нитка). Новые параметры третьей нитки: длина 427 м, ширина 55 м, глубина 18,3 метра. Также идут работы по расширению и углублению основного фарватера, чтобы всё-таки выполнять встречное перемещение судов. Предполагается, что с 2017 года канал сможет выполнять двойную нагрузку.

Как посмотреть на шлюзы Панамского канала?

Вдоль всего канала проходит автомагистраль и полотно железной дороги. Вы можете самостоятельно и бесплатно проследовать за любым судном и познакомиться с системой работы канала издалека. Также можно купить туристический тур с той же целью.

Шлюз Мирафлорес считается доступным для туристов. Вы можете доехать до него на такси или купить билет на автобус за 25 центов, и в составе группы проехать максимально близко к шлюзу, чтобы познакомиться с его работой. включает в себя посещение музея ($10) и выход на смотровую площадку, где в реальном времени по громкоговорителю оглашают информацию о работе шлюза.

Поделиться: