Воскресенье, 07.08.2022, 19:52
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Потапкина » Педопыт

Инновационный педагогический опыт «Технология проектной деятельности в поликультурном образовании дошкольников»
15.02.2020, 09:45

 Тема опыта: «Технология проектной деятельности в поликультурном образовании дошкольников»

Актуальность.

Поликультурное образование в российских условиях определено как приобщение подрастающего поколения к русской, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие мирового сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде.

Актуальность объясняется тем, что происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Рост напряжённости в межнациональных отношениях, распространения терроризма, нарастание межрелигиозной розни и др. связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. В обществе сформировались новые установки, основанные на материальных ценностях, искажаются нравственные личностные качества, происходит ослабление воспитательной функции семьи.

Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость и жестокость по отношению к сверстникам других национальностей. Поэтому проблема поликультурного воспитания дошкольников становится с годами чрезвычайно актуальной.

И эта проблема должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Какие качества  мы заложим в душу ребѐнка сейчас, проявится позднее, поскольку поликультурное воспитание формирует в раннем возрасте его личность, характер, взгляды, систему жизненных ценностей.

Наш педагогический коллектив пришёл к выводу, что поликультурное воспитание – это воспитание ребёнка на культуре народов нашей республики, той, где проживает ребенок, с приоритетом для него культуры его национальности.

Основная идея опыта.

Основная идея воспитательно-образовательной системы в дошкольном учреждении - тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в поликультурном образовании детей дошкольного возраста. У семьи и образовательного учреждения одинаковые содержание и методы воспитания, одинаковые цели и задачи, и ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьями воспитанников.

В дошкольном детстве происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

В соответствии с Концепцией развития дошкольного и общего образования поликультурное образование рассматривается педагогическим коллективом детского сада как одно из важнейших направлений в работе. Основная идея деятельности учреждения по поликультурному образованию - пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре разных народов через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями, бытом и трудом разных народов своей республики.

Среди наших воспитанников есть дети разных национальностей. Поэтому научить ребенка понимать богатое многообразие культур нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей дошкольного воспитания.

Поликультурное воспитание соответствует трем этапам: моя семья – моя Родина - моя Земля. Если эти этапы будут пройдены с опорой на возрастные особенности детей, выпускники нашего дошкольного учреждения найдут своё место в сложном многонациональном мире, став достойными представителями своего народа и своей страны.

     Теоретическая база опыта.

Современные исследования, посвященные проблемам поликультурного образования детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основного фактора взаимодействия социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, семье, национальной культуре своего народа, родной природе.

Большая часть исследований посвящена проблеме ознакомления подрастающего поколения с национальными культурами (Е.С, Бабунова, Т.Ф. Быбынина, Е.А. Барахсанова, М.И.Богомолова, В.Д. Ботнарь, Э.Ф. Верьтякова, Э.К.Суслова).

О формировании человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей пишут такие авторы, как В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л, Супрунова.

Программа «Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста» под редакцией В.Н.Вершинина освещает проблемы раннего гражданского воспитания дошкольников, составной частью которого является поликультурное воспитание. В этой работе опубликованы методические разработки различных форм работы по поликультурному воспитанию. Ценность ее в том, что воспитание ребенка опирается на культуру народов своего региона. И каждый ребенок имеет возможность воспитываться с приоритетом культуры именно его национальности.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в осуществлении поликультурного образования детей через тесное взаимодействие с семьями воспитанников, этнокультурными центрами, через внедрение таких инновационных педагогических технологий, как проектная деятельность, исследовательская деятельность, информационно-коммуникативные технологии и др.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Поликультурное образование в дошкольном учреждении выстраивается по взаимосвязанным линиям: совершенствование содержания образования и поиск эффективных технологий.

Ведущая роль отводится проектной технологии и преследует следующие правила: свобода выбора, открытость, деятельность, индивидуальность.

Проектная деятельность позволяет дошкольникам ориентироваться в различных ситуациях, в дальнейшем адаптироваться в окружающем социуме и

будет строиться на основе следующих подходов:

  • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);
  • интеграция различных видов искусств (музыкально- танцевального, устного народного творчества) при опоре на народный  фольклор;
  • использование взаимодействия в системе «педагог – ребенок — родители»;
  • осуществление образовательно-воспитательной деятельности на основе культуры разных национальностей;
  • обеспечение активности детей на всех этапах осуществления проектов.

Цель проектной деятельности:

Развитие первоначальных представлений у детей о народных праздниках, углубление знаний о русском и мордовском народном творчестве, воспитание чувства сопричастности к культурному наследию, уважения к своей нации.

Задачи:

  • Определение наиболее актуальных и приемлемых форм работы с дошкольниками по поликультурному образованию;
  • Налаживание связей между детским садом и семьями воспитанников;
  • Развитие у дошкольников умения понимать своих сверстников другой национальности и уважать их культуру, обычаи;
  • Знакомить с культурой мордовского народа, воспитывать интерес к творчеству мордовских писателей чтением детской литературы на мордовском языке;
  • Показать красоту образного языка мордовских сказок;
  • Использовать театрализованную деятельность в процессе обучения;
  • Приобщать детей к культуре мордовского народа в игровой деятельности;
  •  Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проектов.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия: любовь к ближнему, к родному городу, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Планируемые результаты реализации проектов:

Воспитание у дошкольников чувство гордости за свою нацию, желание сохранить и приумножить культурное наследие мордовского народа;

- развитие у детей понимания того, что все люди равны и должны жить в мире и согласии друг с другом;

- повышение культурного уровня педагогов детского сада; расширение знаний о культуре других национальностей.

- развитие у педагогов, родителей и детей толерантности по отношению к культуре народов, проживающих рядом.

Содержание этапов проектов:

1. Подготовка и проведение календарных праздников вместе с детьми: «Роштовань куд», «Жаворонки», «Кшнинь куд», «Ярмарка» и др.

2. Подготовка и проведение праздников с привлечением родителей детей: «Троиця» («Праздник березки»), праздник «Ивана Купала» и др.

3. Проведение праздников с привлечением населения микрорайона: «Троиця», «Мордовская ярмарка», и др.

4. Участие детей в музыкальных постановках и презентациях:

  1.    «Минь мокшетама»  - Фольклорно – обрядовое представление;
  2.    «Диалог культур» - праздник – презентация;
  3.    Встреча гостей из Финляндии и Карелии, учредителей международного проекта  «Языковое гнездо»;
  4.    Презентация программы обучения дошкольников мокшанскому языку «Арзяня»

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

(конкретные результаты педагогической деятельности)

В процессе освоения поликультурного образования используются разнообразные формы работы с детьми: познавательные беседы, презентации, слайд-шоу, целевые прогулки, экскурсии, развлечения, фольклорные концерты, театрализованные представления. Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение народных игрушек, используют в речи русские и мордовские пословицы и поговорки, поют народные песни, используют народную атрибутику в самостоятельных играх.

Для развития всесторонне развитой личности стало необходимым создание в группе центра национальной культуры. По мере освоения детьми новых знаний, центр пополняется и обновляется новым наглядным и дидактическим материалом. Детям предлагаются иллюстрации к сказкам разных народов, куклы в национальных костюмах, народные игрушки (матрешки, бирюльки, свистульки), игрушки из соломы и глины.

Мы в своей группе широко используем современную технологию проектной деятельности, в которую включаются воспитатели, дети и родители. В нашем дошкольном образовательном учреждении работа с родителями построена таким образом, что они являются равноправными участниками развивающего процесса.

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Поэтому первый проект, который был разработан и осуществлен в группе – «Дужная семья».

Цель проекта – воспитание уважения к близким людям. Проект актуален во всех возрастных группах. В каждой группе решаются свои задачи, используются разнообразные формы работы и виды деятельности. Если в младшей группе основная работа строится на изучении семейных фотографий, то в средней группе – фотографии по увлечениям, совместному времяпровождению. В старшей, подготовительной группе перед детьми ставились уже более сложные задачи – знакомство с родословной семьи. В результате работы над проектом были созданы семейные гербы, дети расширили знания о старшем поколении своей семьи. Итогом стал праздник «День семьи». Работа по реализации проекта дала положительные результаты. Родители стали активнее принимать участие в жизни детского сада, изменились отношения между детьми и взрослыми.

Так как ведущий вид деятельности дошкольников игра, то появился проект «Куклы финно-угорских народов». Цель проекта. Формирование у детей интереса к культуре финно-угорских народов через образ традиционной народной куклы, создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.

Результат работы по проекту: В процессе нашего проекта выяснилось, что куклы разных народов сначала имели ритуальное значение, а затем становились игрушками для детей. Технология создания кукол у разных народов почти одинакова, выполняются куклы из похожих материалов. Иногда даже трудно определить, куклу какого региона мы видим перед собой. Разница минимальная и в декорировании и в назначении кукол.

Народы нашей страны издавна жили дружно, перенимая предметы быта, стиль одежды, ритуальные обряды у соседей. Эта ассимиляция особенно заметна при сравнении тряпичных кукол. Из этого следует, что тряпичные куклы являются связующим звеном культур разных народов.

В результате проведённой работы совместными усилиями воспитателей, детей и родителей был создан мини-музей «Куклы финно-угорских народов».

Здесь располагались куклы, выполненные руками детей и родителей. Был создан центр творчества, где желающие могли сами изготовить куклу по представленным схемам. Работал мини-музей две последние недели мая, доступ в музей был свободный, экскурсии проводили дети и воспитатели.

Следующим стал проект «Подвижные игры разных народов»

В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: сапожного, ткачества, бортничества, охоты, рыбалки.

Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях народов нашей республики через подвижную игру.

Задачи проекта: через формирование интереса к подвижным играм разных народов формировать у детей целостное отношение к национальной культуре, традициям и играм разных народов, укреплять семейные связи через заинтересованность содержанием темы проекта не только детей, но и их родителей, формировать представление о разнообразии народных игр, расширять кругозор детей.

Используя подвижные игры разных народов на занятиях по физической культуре, во время прогулок, в свободной игровой деятельности, мы решаем, как развивающие, оздоровительные задачи, так и воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе.

В ходе этого проекта дети узнали, откуда пришли к нам подвижные игры. Есть игры похожие, но у разных народов они называются по-разному. Дети используют в активной речи потешки, считалки. Знают и умеют играть в народные игры, используют считалки. Созданы картотеки по подвижным играм, картотека считалок, картотека малоподвижных игр, картотека хороводных игр.

Родители активно участвовали в проведении проекта. Итогом стал праздник «Народные подвижные игры», где родители приняли самое активное участие.

Итог проекта:

  •  У детей формируются знания о традициях народа, в котором они живут.
  •  Дети учатся использовать национальные игры в свободной деятельности.
  •  В семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
  • Повышается профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, углубляются знания традиций и культуры народа.
  •  Повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр.
  •  Развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).

Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники в жизни дошкольников». Цель проекта: создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского и мордовского народов как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского и мордовского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

В ходе этого проекта дети изучали опыта прошлых поколений русского и мордовского народов, а потом реализовывали полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, противостоять негативным явлениям. Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний изначально отвели детскому фольклорному празднику. Мы старались создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций русского и мордовского народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые (воспитатели и родители), старались дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского и мордовского народов.

В результате этого проекта нами были проведены народные праздники «Покров», «Роштовань куд», «Очижи», «Троиця». Все праздники строились на переплетении фольклора, песен, игр, танцев русского и мордовского народов. Важно отметить необходимость тесной связи семейного воспитания и поликультурного образования. Их взаимодействие в процессе становления личности дошкольника характеризуется такими понятиями как «сотрудничество», «взаимодействие» и «взаимообогащение». Поэтому все праздники проходили совместно с родителями. Они были непосредственными участниками данного проекта. Дома родители с детьми знакомились с тем или иным праздником, готовили костюмы, атрибуты, декорации и принимали активное участие в самих праздниках.

Особенно важным делом является издание юношеской и детской литературы на национальных языках.

Особенной популярностью пользуются книги Я. Пинясова, которые написаны как стихами, так и прозой. Большим успехом пользуется книга Я. Пинясова «Живые фонарики». Эта книга развивает фантазию детей, воспитывает чувства дружбы, осмеивает зазнайство, обман. В 1972 г. в Москве была издана книга Я. Пинясова «Дедушкин полюс». В ней много поучительных и забавных историй, рассказанных ясно и просто. Писателем создано более 60 книг, некоторые из них переведены на многие языки народов России, издавались и за рубежом.

При активном участии родителей дошкольников был осуществлен проект «Мордовские писатели - детям» по произведениям мордовского писателя Якова Пинясова и приуроченного ко дню его рождения.

Цель проекта: Формирование у детей осознанного отношения к литературе, как к источнику знаний, лучшему другу, советчику.

Задачи:

  1. ​​​​​​​​​​​​​​1. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя.
  2. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя.
  3. Активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольника. Приобщение родителей к проблеме детского чтения.
  4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою республику, за свою страну – Россию, в которой мы живём.

В результате данного проекта дети познакомились с творчеством мордовского писателя Пинясова, учились слушать и понимать художественный текст, у них расширилась эмоционально – оценочная лексика, улучшилась объяснительная речь, что является фундаментом для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширили свои знания о многообразии детских авторов, пишущих для детей на национальном и русском языках, и осознали важность знакомства с их произведениями для своих детей. Выставка книжек – малышек, созданная детьми при помощи родителей, стала итогом всего проекта

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результатам.

Технология проектной деятельности позволяет удовлетворить потребность общества в активной творчески развивающейся личности, способствует поликультурному воспитанию.

Список литературы:

  1. Ботнарь, В. Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их этнической культуре /В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова. – М.,1993
  2. Суслова, Э.К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников /Э.К. Суслова //Дошкольное воспитание. – 1990. - №6.

 

  

Категория: Педопыт | Добавил: ledidi
Просмотров: 442 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]