Главная » Статьи » Блог учителя-логопеда Кирюхиной И.П. » Важно знать |
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Формирование связной речи является весьма важным, а главное нужным этапом в развитии любого ребенка. Наверняка все родители хотят, чтобы их ребенок умел правильно, красиво и понятно для окружающих строить свои высказывания. Кто-то мечтает, чтобы ребенок стал политиком или философом и умел формулировать сложные изречения. Другие же, в свою очередь, хотят, чтобы ребенок умел ясно и просто излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения, ориентироваться в любой речевой ситуации и самостоятельно определять содержание своего высказывания. Иногда ребенок не может самостоятельно правильно сформулировать свое высказывание. Особенно трудно это дается детям с различными речевыми нарушениями. Для этого и пригодятся родителям различные задания, направленные на формирование и развитие связной речи ребенка и его творческих способностей.
Задание№1. Составить рассказ о каком-либо случае, происшедшем с девочкой (мальчиком) в лесу. Например, предлагается картинка, где изображены дети с корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети должны самостоятельно придумать свой рассказ.
Задание №2. Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку). Задание позволяет выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умение использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей. Задание №3. Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки. («Осенью вернулись из жарких стран зимующие птицы — скворцы, воробьи, соловьи». «В лесу дети слушали песни певчих птиц — соловьев, жаворонков, воробьев, галок».) После исправления смысловых ошибок составить предложения, употребляя вместо слова летают другие, более характерные слова: кружат, мелькают ласточки; суетятся, вьются воробьи; проносятся стрижи.
Задание №4. Пересказать короткий текст. Предлагаются следующие варианты творческих заданий: -придумать продолжение событий; - инсценировать рассказ; - ввести новые персонажи. Задание № 5. Составить рассказ-описание любимой игрушки или игрушки, которую хочешь получить в день рождения. После того, как у детей сформировались навыки построения различных типов предложений, переходим к следующему этапу - обучение рассказыванию с элементами творчества.
Задние №1. Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко).
Задание №2. Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны вразбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); когда одно или несколько, или все слова употреблены в начальной форме (жить, в, лиса, лес, густой); когда имеется пропуск слов (Лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...). Задание №3.Составление предложений по «живым картинкам» (по предметным картинкам, или вырезанным по контуру) Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, предложно-падежные конструкции (петух, забор — Петух взлетел на забор. Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе. Петух ищет корм за забором и т.д.).
Задание №4. Восстановление предложений со смысловой деформацией («Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами». «Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки»). Задание №5.Составление предложений со словами из числа названных (мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку). Уважаемые родители, играйте и фантазируйте вместе с вашими детьми! Очень надеюсь, что подобранные задания будут интересны и полезны для вас и ваших детей! | |
Просмотров: 111 | |
Всего комментариев: 0 | |