Вторник, 25.01.2022, 13:35
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Блог учителя-логопеда Кирюхиной И.П. » Важно знать

Как родителям отличить дислалию от стертой формы дизартии

Как родителям отличить дислалию от стертой формы дизартии

Многие родители получив на руки диагноз ребенка спешат в интернет, чтобы понять, что стоит за новым непонятным определением. Если вы поступаете так же, то эта статья для вас. Она поможет разграничить дислалию (дислалия - нарушение произношения звуков при нормальном слухе, сохранной иннервации речевого аппарата) от стертой формы дизартрии (стертая дизартрия – это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга), которую очень легко принять за вполне безобидную дислалию.

Отличительные признаки стертой формы дизартрии и дислалии

1. В анамнезе:

  • при стертой форме дизартрии у ребенка отмечается отставание в раннем физическом и речевом развитии, недостаточные функции артикуляции речевого дыхания и голосового аппарата;
  • при дислалии раннее физическое и речевое развитие без отставания и патологии.

2. Общая моторика:

  • при стертой форме дизартрии дети моторно неловкие, координация снижена;
  • при дислалии моторика в норме.

3. Чувство ритма:

  • при стертой форме дизартрии чувство ритма нарушено, при проверке дети не могут повторить простой ритмический рисунок;
  • при дислалии чувство ритма не нарушено.

4. Тонкая моторика рук:

  • при дизартрии у детей есть трудности в выполнении мелких моторных движений (детям трудно научиться застегивать пуговицы, кнопки, завязывать бантики, наблюдается позднее овладение навыками самообслуживания);
  • при дислалии трудностей с мелкой моторикой нет.

5. Мимическая моторика:

  • при стертой форме могут наблюдаться бедность мимики, маскоподобное лицо, сглаженность или несимметричность носогубных складок, перекос рта в здоровую сторону;
  • при дислалии мимика не страдает.

 

6. Артикуляционная моторика и оральный праксис

  • повышенный или пониженный тонус мышц, нарушение движения органов артикуляционного аппарата при дизартрии;
  • нарушения движений артикуляционного аппарата без патологии тонуса мышц артикуляционного аппарата.

7. Язык:

  • при стертой форме часто наблюдается парез, тремор, кончик языка может синеть:
  • при дислалии таких явлений не наблюдается.

8. Мягкое небо:

  • при стертой форме дизартрии иногда наблюдается парез, недостаточное небно-глоточное смыкание, гнусавость голоса;
  • при дислалии такого не бывает.

9. Саливация (слюнотечение):

  • при стертой форме часто встречается повышенное слюнотечение, во время выполнения артикуляционных упражнений оно может повышаеться;
  • при дислалии саливация иногда может проявляться.

10. Синкинезии (содружественные движения):

  • при стертой форме часто встречаются синкинезии, их можно заметить при выполнении артикуляционных упражнений, н-р, при отведении кончика языка в сторону (упражнение «Часики» в сторону движется и язык и подбородок; еще одна проба: попросите ребенка провести линию на листке бумаги с высунутым языком, если язык отклоняется в сторону, то проба положительная);
  • при дислалии синкинезии не встречаются никогда.

11. Гиперкинезы:

  • при стертой форме дизартрии почти всегда можно наблюдать неумышленные мышечные сокращения, которые приводят к движению некоторых частей тела без желания самого человека, например, когда начинает непроизвольно сжиматься челюсть, сокращаются мышцы на ногах или руках, сводит челюсть;
  • при дислалии гиперкинезы не встречаются никогда.

12. Дыхание:

  • при стертой форме дизартрии может быть нарушено из-за недостаточной иннервации речевого аппарата;
  • при дислалии может быть нарушено, но не связано с иннервацией.

13. Голос:

  • при стертой форме дизартрии нарушение голоса – дисфония (хриплый расщепленный, или тонкий, визгливый) связано с нарушением иннервации мышц гортани;
  • при дислалии нарушение голоса может быть только из-за ларингита или неправильного голосового режима.

14. Звукопроизношение:

  • при стертой форме дизартрии часто встречаются боковые ротацизмы – нарушение звука Р, ламбдацизмы – нарушение звука Л;
  • при дислалии боковые ротацизмы, ламбдацизмы бывают только из-за строения  зубов – при открытом боковом прикусе.

 

15. Работа над звукопроизношением:

  • при стертой форме дизартрии постановка и автоматизация звуков проходит медленно, даже при наличии у ребенка хорошей мотивации к занятиям;
  • при дислалии постановка и автоматизация звуков при хорошей мотивации проходит быстро.

16. Психические процессы и познавательная деятельность:

  • при стертой форме дизартрии наблюдается повышенная истощаемость, гиперактивность, или напротив, пассивность, расторможенность, низкая работоспособность к концу занятия;
  • при дислалии психические процессы и познавательная деятельность не нарушены.

Основная мысль в том, что при стертой форме дизартрии процесс преодоления состояния может быть затянут во времени, а при отсутствии комплексной медико-логопедической помощи у ребенка могут быть сложности с обучением в школе.

 

Категория: Важно знать | Добавил: Инесса (05.12.2021)
Просмотров: 64 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]